МЫ русского буддизма
Мы — отличительная черта
русского сознания. Мы, русские, именно Мы, а не Я, привыкли к тому, что
отождествляем себя не только с современниками, но и с предками. Это не они,
гренадеры Суворова, а Мы штурмовали Альпы, и в это “Мы” встроено Я говорящего.
Утверждаем, что буддийское АНАТМА и русское МЫ сходственны
Не говорят о Я Будды, говорят об его отсутствии у Пробужденного. Будда — это
все живые существа. Русский Будда в Русском Мы.
Правильно говорить о сознании Пробужденного так — Мы Самантабхадра, Мы Будда.
Мы русского Я есть главная, врожденная особенность русского сознания вообще,
а русского буддиста тем более. От русского Мы до Мы Будды путь короче, чем
от европейского Я.
Буддистичность русского сознания – это неспешность, созерцательность,
доверчивость, открытость, пластичность восприятия вплоть до пустотности – как
сосуд, склонность к миропостроению, страсть к познанию и вселенская
отзывчивость. И прежде всего – русский язык, глубина которого погружает нас ко
времени возникновения и Слова-Речи, и фантастического мига обнаружения
человеком феномена Мысли. Русским здесь повезло: они живут на одном и том же
Пространстве Восточной Европы более 15000 лет; именно здесь наши предки начали
говорить и обнаружили “думанье”. Другие племена, народности и целые этносы
часто мигрировали, порой проходя сквозь Древнюю Русь, часть нас отправлялась в
рискованные и порой удачные поиски нового – так был заселен ариями Декан, мы же
оставались на месте, на просторах Великой Русской Равнины. Так что не для
других, но для себя мы можем утверждающе произнести: “Вначале были славяне”.
Метафора МЫ и Я
У Будды нет Я, но можно говорить о МЫ Будды. МЫ Будды, МЫ Самантабхадры похоже на сознание цунами, которое, не встречая препятствий, не формализуясь в свободном просторе океана, обладает лишь суммарным МЫ; но, встречая препятствие, вздымаясь каждый раз в уникальном преодолении, выражает себя как Я. “Волна набегает на берег и преображается в тело человека”.
МЫ русского Простора
Два полюса позиций по
отношению к душе: Восток – души нет, Запад – со времен Возрождения крайний
индивидуализм. Меж ними Россия с ее народным и индивидуальным МЫ.
Прошло 500 лет и на исходе ХХ века Запад похоронил индивидуализм, незаметно
войдя в эпоху масс-медия, в эпоху коллективного мышления на основе высоких
технологий: радио, ТВ, интернет, рок-волна. Выработалось некое агрессивное МЫ
Запада.
Китайское МЫ взросло из культа предков, почитания власти в лице Императора и
чиновников-начальников, и, наконец, в ХХ веке, в эпоху социализма, это МЫ
многократно усилилось благодаря коммунистической идеологии и еще более
благодаря небывалому демографическому взрыву – росту численности и плотности
населения. Это китайское МЫ в эпоху Мао было подавляющим и несвободным. При его
послаблении возможен и уже наблюдается ренессанс даосизма и буддизма. Русское
МЫ более чем в какой-либо иной нации связано с Пространством, с безграничностью
русской Земли. Силе русского МЫ поспособствовало высокая степень централизации
власти, всегда требовавшей от индивидуума абсолютного подчинения в годину
опасности.
Сочетание сильной власти и строгой дисциплины с безграничным русским Простором
стали главными компонентами МЫ и Я русского человека. Простор дал ощущение
воли, неспешности, созерцательности русского Я. Опасность, всегда
наличествующая из-за отсутствия природных границ, выпестовала русское МЫ,
усиленное централизованной властью, а в ХХ веке “навязанным” марксистским
учением.
Свойственная русским способность к самопожертвованию, МЫ русского Пространства,
в котором нет надобности жадно лелеять ограниченное частное владение, ибо Земли
русской не меряно, – все это есть удачный залог к отсутствию Я в буддийском
смысле. МЫ русского человека в этом смысле есть его буддийское АНАТМА.
ВМ, 25.11.1998 г.