Дом

 

Безличное Сострадание дхармакаи, буддийского Абсолюта, – это Проявленность, это мы и Мир вокруг нас, это процесс размножествления дхармакаи, процесс безличной, никем не установленной бодхичитты, рассматриваемой в двух аспектах: аспекте просветленной мысли – Проявленность-как-таковая, и субъективного его восприятия чувствующими существами, как изливающейся Помощи – “благодати Божией”. Так вот Проявленность – всегда формна, всегда принимает очертания, границы, всегда существует как Дом. То есть Единичное в буддизме в очищенном, безличном виде, хотя существует как незамкнутая скорлупа индивидуального “я”, но обязательно в Форме и в полной связи с Целым.

Эта непреложная формность буддийского бытия выражена в концепции двух Тел: дхармакаи, бесформного Абсолюта, и рупакаи – Тела Форм, выражения сострадания дхармакаи. Рупакая бывает двух видов: тело тонкое – самбхогакая, не доступное восприятию омраченным сознанием, и нирманакая – Тело Проявленное, пребывающее в виде Учителей человечества. Оба Тела Форм существуют “в границах”, в Доме Телесном. Вне такого Дома нет в буддизме бытия, ибо дхармакая – сингулярная, небытийная, неотъемлемая точка перегиба биения сердца жизни, не будучи ни продолженностью, ни протяженностью, не имеет самовосприятия и существует как живое только через Форму, через Границу, через Дом. Таким образом, буддийское восприятие не выбирает по неведомому или субъективному предпочтению между замкнутой или открытой системами, а лишь подтверждает, что бытие есть система открытая – единичное в абсолютной связи с Целым. То есть Бытие живого Существа – это жизнь в Доме с окнами и дверьми. Замечательно, что в буддизме три составные части бытия Будды и живого существа Тело, Речь и Мысль (Будды), плоть, речь и ум (живого существа) называются Тремя Дверями.

Исключительное положение занимают существа мира без форм (арупадхату). У них нет рупы, формы, и они не имеют, соответственно, пяти органов чувств и, конечно, нет и объектов, которые они могли бы воспринимать. Но есть у них единственный аспект виджняны, так называемое сознание идейного (мано-виджняна-дхату), единственным объектом которой из группы 64-х нечувственных дхарм является одна из трех асамскрита-дхарм, то есть дхарм, не подверженных бытию, – это дхарма акаша, пустое, лишенное метрики пространство. Акаша, сплошная и гладкая, не имеет формы и является своеобразным “домом” для существ арупадхату.

Для существ мира рупадхату, мира чистых и тонких форм, домом служат их совершенные тела и бесчисленные раи – Акаништха, Тушита, Сукхавати и др.

В согласии с буддийской теорией Двух и Трех Тел существа камадхату (мира желаний) пребывают как разнообразие видов минералов, растений, животных, людских рас. Последние, в свою очередь, существуют в виде (то есть в форме) многообразия народов, культур, укладов, стран. Это богатство человеческих культур есть восхитительная Драгоценность Бытия Живого и посему требует внимания, оберегания, сохранения. Нормой самовосприятия для человеческих сообществ при таком подходе является патриотизм, любовь к Родине, своему национальному, культурному, историческому Дому. В каждом Доме своя атмосфера, свой климат, без которого нет в нем жизни; в России это – православие, без которого не выжить ни исламу, ни буддизму, ни иудаизму.

Призыв космополитов к существованию в рамках вненациональных культур, к реализации общечеловеческих ценностей, к бездомности Запада есть призыв к абстрактному бытию, призыв к тому, чего быть не может, это чистейшая и не безопасная иллюзия призыва к уничтожению Ее Величества Формы, то есть призыв к Смерти. Ибо нет бытия вне Формы. Общечеловеческие же ценности в их максиме “не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не клевещи...” и так являются составной частью всех культур и религиозных воззрений и не нуждаются в особом поднесении, как новейшее открытие ратователей иссушающего и мертвящего нового общечеловеческого устройства – безразличного и самоубийственного маразма элитарного, антихристианского и антибуддийского сознания.

Развоплощенного бытия не бывает, господа, ибо это – небытие, это – безвидность, а так как небытия не бывает вообще, ибо Бытие абсолютно вероятно, то призыв к бесформному бытию, к размыву культур и национальных особенностей есть призыв к самоуничтожению, парализующий и наглый обман.

Поэтому за Родину, за Дом родной, за Землю-Матушку человек-понимающий всегда пьет стоя.

В.М., 1999 г.

 

 

Сайт управляется системой uCoz