Дом
Безличное Сострадание
дхармакаи, буддийского Абсолюта, – это Проявленность, это мы и Мир вокруг нас,
это процесс размножествления дхармакаи, процесс безличной, никем не
установленной бодхичитты, рассматриваемой в двух аспектах: аспекте
просветленной мысли – Проявленность-как-таковая, и субъективного его восприятия
чувствующими существами, как изливающейся Помощи – “благодати Божией”. Так вот
Проявленность – всегда формна, всегда принимает очертания, границы, всегда
существует как Дом. То есть Единичное в буддизме в очищенном, безличном виде,
хотя существует как незамкнутая скорлупа индивидуального “я”, но обязательно в
Форме и в полной связи с Целым.
Эта непреложная формность буддийского бытия выражена в концепции двух Тел:
дхармакаи, бесформного Абсолюта, и рупакаи – Тела Форм, выражения сострадания
дхармакаи. Рупакая бывает двух видов: тело тонкое – самбхогакая, не доступное
восприятию омраченным сознанием, и нирманакая – Тело Проявленное, пребывающее в
виде Учителей человечества. Оба Тела Форм существуют “в границах”, в Доме
Телесном. Вне такого Дома нет в буддизме бытия, ибо дхармакая – сингулярная,
небытийная, неотъемлемая точка перегиба биения сердца жизни, не будучи ни
продолженностью, ни протяженностью, не имеет самовосприятия и существует как живое
только через Форму, через Границу, через Дом. Таким образом, буддийское
восприятие не выбирает по неведомому или субъективному предпочтению между
замкнутой или открытой системами, а лишь подтверждает, что бытие есть система
открытая – единичное в абсолютной связи с Целым. То есть Бытие живого Существа
– это жизнь в Доме с окнами и дверьми. Замечательно, что в буддизме три
составные части бытия Будды и живого существа Тело, Речь и Мысль (Будды),
плоть, речь и ум (живого существа) называются Тремя Дверями.
Исключительное положение занимают существа мира без форм (арупадхату). У них
нет рупы, формы, и они не имеют, соответственно, пяти органов чувств и,
конечно, нет и объектов, которые они могли бы воспринимать. Но есть у них
единственный аспект виджняны, так называемое сознание идейного
(мано-виджняна-дхату), единственным объектом которой из группы 64-х
нечувственных дхарм является одна из трех асамскрита-дхарм, то есть дхарм, не
подверженных бытию, – это дхарма акаша, пустое, лишенное метрики пространство.
Акаша, сплошная и гладкая, не имеет формы и является своеобразным “домом” для
существ арупадхату.
Для существ мира рупадхату, мира чистых и тонких форм, домом служат их
совершенные тела и бесчисленные раи – Акаништха, Тушита, Сукхавати и др.
В согласии с буддийской теорией Двух и Трех Тел существа камадхату (мира
желаний) пребывают как разнообразие видов минералов, растений, животных,
людских рас. Последние, в свою очередь, существуют в виде (то есть в форме)
многообразия народов, культур, укладов, стран. Это богатство человеческих
культур есть восхитительная Драгоценность Бытия Живого и посему требует
внимания, оберегания, сохранения. Нормой самовосприятия для человеческих
сообществ при таком подходе является патриотизм, любовь к Родине, своему национальному,
культурному, историческому Дому. В каждом Доме своя атмосфера, свой климат, без
которого нет в нем жизни; в России это – православие, без которого не выжить ни
исламу, ни буддизму, ни иудаизму.
Призыв космополитов к существованию в рамках вненациональных культур, к
реализации общечеловеческих ценностей, к бездомности Запада есть призыв к
абстрактному бытию, призыв к тому, чего быть не может, это чистейшая и не
безопасная иллюзия призыва к уничтожению Ее Величества Формы, то есть призыв к
Смерти. Ибо нет бытия вне Формы. Общечеловеческие же ценности в их максиме “не
убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не клевещи...” и так являются
составной частью всех культур и религиозных воззрений и не нуждаются в особом
поднесении, как новейшее открытие ратователей иссушающего и мертвящего нового
общечеловеческого устройства – безразличного и самоубийственного маразма
элитарного, антихристианского и антибуддийского сознания.
Развоплощенного бытия не бывает, господа, ибо это – небытие, это – безвидность,
а так как небытия не бывает вообще, ибо Бытие абсолютно вероятно, то призыв к
бесформному бытию, к размыву культур и национальных особенностей есть призыв к
самоуничтожению, парализующий и наглый обман.
Поэтому за Родину, за Дом родной, за Землю-Матушку человек-понимающий всегда
пьет стоя.
В.М., 1999 г.