Джедди Диарус Димахараджиджи

(Демьян Праведный)

 

 

ИСТОЧНИК РУССКОГО БУДИЗМА

 

Град Кострома

Год Белого металлического Дракона

 

 

Гармония или гадание на бобах

 

 

Современный мир лишен гармонии. Вопреки ожиданиям адептов тайных учений наша цивилизация не погибла, но и не стала совершенной. Подчиняясь незримым законам человечество продолжает двигаться в неизвестность. Две тысячи лет новой эры нас ничему не научили. Технократический калапс, войны и болезни продолжают приносить страдания людям. Не всеобъемлющая любовь Христа, не чистота поступков пророка Муххамеда не принесли миру желанного Успокоения. Духовные поиски новопосвященных адептов синтетических религиозных культов и тотолитарных сект приводят сознание людей в тупик невежества. Тайные знаки оккультных наук на знаменах и стягах всех мыслимых и немыслимых союзов, обществ и братств стали символом завершения эпохи Калиюги.

Вспышки интереса к оккультизму, мистике расцениваются  обычно как побочное явление социальных кризисов: рушатся все установившиеся представления, сама жизнь приобретает рациональный характер, отсюда и тяга к тайному знанию, поиск истины в зашифрованном — в знаках, символах,  интуитивном, чувственном восприятии. В какой-то степени это, вероятно, так. Но есть и другая сторона проблемы. Может ли оккультизм стать активным фактором обновления мира, мощным  средством действия на массовое сознание? Сегодня появилось множество пророков которые утверждают, "Да, это возможно!". Несомненно, стремление к окультизму может помочь человеку освободиться от укоренившихся стереотипов мышления, восприятия. Но это не всегда, не обязательно, не безусловно. Когда привычные ориентиры утрачены, психике трудно выдержать постоянный прессинг — стремительно  меняющейся жизни и потоков трансцендентального. Сегодня об этом приходится говорить особо, ибо в отличие от аналогичных всплесков интереса к оккультизму в начале XX века, которые охватывали лишь тонкий слой «читающей публики», нынешнее увлечение приняло массовый характер, широкомасштабная пропаганда оккультизма вовлекает в эту сферу все новые и новые слои населения. В этой связи, ученые  исследователи социальных феноменов общественного сознания полагают, что важно не только  выделить те социальные группы, которые в первую очередь подвергаются опасности этой «эпидемии», своего рода группы риска, но и сформировать пласт неокультуры в которой эта  людская категория могла бы реализовать свои духовные потребности. Они  выделяют  три такие группы, условно называя их  «ученые», «художники», «управленцы».

Каждый тип отличается своим доминирующим мотивом обращения к оккультным занятиям, а также характером самих занятий. Однако для серьезного увлечения необходим сплав всех трех типов.

УЧЕНЫЙ. Обладает даром комбинирования, экспериментирования, любит  процесс открытия нового, стремится к чистому знанию. Интерес к оккультизму чаще возникает при знакомстве с нетрадиционными философскими  системами. К нему ведет и подсознательное стремление выйти на всеохватную, всеобъемлющую систему знаний, надежда найти в оккультных науках инструмент для рационализации субъективной сферы, выходящей за рамки науки. Интересуется астрологией, нумерологией, хирософией и т.п.

ХУДОЖНИК. У него тонкая душевная организация, богатое воображение, нестабильная эмоциональная  жизнь,  сильная врожденная религиозность, тяга  к таинственному. Он ищет способ оформления своих переживаний и язык для описания чувств; ищет учителя жизни, пророка, вообще - поддержку, особенно моральную. Страдает от господствующего рационализма, стремится найти убежище в иррациональном. Предпочтение отдает оккультно-религиозным  доктринам и учениям, чаще всего - теософии. Часто занимается трансцендентальной  медитацией, астральными путешествиями и т. п.

УПРАВЛЕНЕЦ. Обычно это человек с большой «пробивной» способностью и честолюбием, который в силу каких-либо обстоятельств никак не может занять в социальной иерархии «подобающее место». Амбициозность, завышенная самооценка, сильное стремление навязывать окружающим свою волю - определяющие черты его характера. Разочарован в обычных традиционных способах социального продвижения и стремится использовать оккультные знания как инструмент воздействия на окружающих. Этот тип наиболее практичен; его интересует возможность приложения знаний в повседневной жизни: для улучшения здоровья, для достижения власти, богатства, славы. Интересуется магией, нетрадиционной медициной, астрологией, восточными единоборствами.

Что толкает человека к эзотерике? Чаще всего - острая неудовлетворенность своим состоянием, поиск средств для изменения своей жизни, порой почти неосознанное стремление к     преобразованию - через волшебное. Очевидно - эти люди, страдая комплексом « неудачника», жаждут социального реванша. Нередко оккультные занятия служат формой ухода от проблем «обычного», реального мира, своего рода духовным наркотиком. Однако достигаемая таким способом удовлетворенность - временна и, как правило, сменяется тяжелым кризисом.

Характерно, что этим новым адептам тайных учений плохо удаются вполне обычные занятия, однако ни кто из них не задается вопросом: а почему, собственно, они могут преуспеть в столь сложной области, какой,  несомненно, является оккультизм?  Да, к сожалению, большинство людей соблазненных  эзотерикой   не отличаются ни особой настойчивостью, ни терпением, ни аккуратностью, ни способностью  концентрироваться, то есть не обладают теми качествами, которые необходимы для серьезного овладения предметом. Здесь следовало бы напомнить замечания что: «Основной критерий прогресса в оккультных областях успешное течение дел обычных…», а для этого необходима и определенная культура мышления, способность объективно анализировать и оценивать процессы - качества,   формируемые традиционной наукой, которую в первую очередь отвергают те, кто спешит проникнуть в тайные, эзотерические знания.

В жизни мы видим два основных способа приобщения к оккультным знаниям: изучение литературы или рассказ того, кто уже этой литературы начитался. В обоих случаях многое, если не все, определяется качеством книжной продукции. Но поскольку большинство выпускаемых книг по оккультизму не отличаются высоким уровнем  содержания и ориентированы преимущественно на коммерческие цели, возникает замкнутый цикл  воспроизводства книжных домыслов  и нелепостей.

Предположим, однако, что каким-то образом низкопробная литература исчезла и читателю предлагаются только лучшие книги по оккультизму. Изменится ли ситуация коренным образом? Вряд ли! Ведь для адекватного восприятия серьезных книг необходимы - длительная подготовка и соответствующий  жизненный опыт. Неподготовленный человек не воспримет адекватно, скажем произведения  Е.Блавадской или Р.Штайнера. И беда не в том, что он не постигнет  написанное, а в том, что он не осознает этого своего непонимания и будет пытаться в жизни руководствоваться тем, что и как он «понял». Так рождается вульгарный оккультизм, который полагает, что существует некий «беззаконный» мир, где волшебным, мистическим образом реализуются все желания, что к нему и надо стремиться. Такая устремленность лишает сознание былой укорененности в повседневной реальной жизни, и оно как бы зависает над ней. И тогда все оценивается с точки зрения трансформации и экстремальностей, все видится «приговоренным» к трансформации или уничтожению; любой процесс воспринимается в терминах «начала» и «конца», т.е. в прошлом или будущем. Настоящая жизнь скучна и неинтересна, она обуза. Появляются мысли о суициде, либо сознание скатывается в пропасть темных блужданий, в психическую неуравновешенность граничащую с болезнью. Крайности  выпячиваются, к ним проявляется повышенный интерес. Относительное путается с абсолютным. Утрачиваются масштабы восприятия. Все вокруг настолько ниже идеала, обычные состояния так отличаются от экстремальных, что различия между проявлениями обыденной жизни представляются несущественными.    Скажем, идеалы добра настолько далеки от земных представлений о нем, что практически стираются различия между верностью и подлостью, самопожертвованием и предательством. Теряется ориентация и в социальном пространстве. Сознание заражается гигантизмом, в его преломлении все происходящее непременно должно иметь глобальные или космические последствия. А в итоге вместо объемного и глубинного мировоззрения - уход от реальности; вместо осмысленной полноценной жизни - смятение и психическое перенапряжение; вместо выхода на новый уровень бытия - сползание к примитивному существованию. Вместо веры появляется неверие. Оккультизм в таких условиях становится элементом антикультуры и в качестве такового, будет усугублять, и поддерживать эти  состояния массового сознания.

Взлета не будет, пока оккультизм не ассимилируется культурным процессом. Остается не решенным вопрос: «На какой духовно-эстетической базе должен этот процесс осуществляться?» сегодня не для кого не секрет, что тайные доктрины присутствуют во всех известных мировых религиях и, кроме того, в различных культах. Порой все верования состоят исключительно из иерархического постижения скрытых знаний. Различны лишь методы и способы передачи таких знаний, а также сопряженные с этим культовые действия. Здесь нет смысла пересказывать и вести сравнительный анализ этих способов. Важно выделить лишь некоторые из них.

Во-первых, все они базируются на неких древних реликвиях и событиях, что собственно составляет основу верования.

Во-вторых, всегда присутствует культ пророка, учителя жизни, предка и т.п.

В-третьих, везде присутствует космология и космизм основы знаний о процессе жизни на земле.

В-четвертых, всегда присутствует магия чисел.

В-пятых, возможность достижения либо вечной жизни, либо решения всех существующих проблем.

Из всех известных религиозных направлений наиболее детально эти вопросы решены в буддизме.

 

ЧТО ЗНАЧИТ БУДДИЗМ?

 

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам  «моложе» его па целых двенадцать столетий. В общественной  жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах  Европы и Америки.

Однако европейцы «открыли» для себя буддизм совсем недавно, хотя португальские, голландские, английские и прочие колонизаторы встретились с этим видом «идолопоклонства», как тогда именовали все нехристианские религии, с самого начала своего вторжения в страны Востока. И только в первой четверти прошлого века в Европе появляются исследования, посвященные буддизму. Литература о нем начала стремительно расти. В изучение буддизма  вслед  за индологами включились китаеведы, японисты, тибетологи, искусствоведы.  Большой вклад в изучение буддизма внесло русское востоковедение. В результате уже к началу нашего века была создана обширная литература по буддизму. Так, библиографический  справочник, выпущенный в 1916 г., содержит 2544 названия трудов, очерков, брошюр и статей, опубликованных только на немецком языке. Одна из наиболее полных  библиографий по буддизму указывает в своих 52-х выпусках много тысяч названий. Литература эта продолжает непрерывно расти. В последнее время мощное национально-освободительное движение в странах Востока способствовало возрождению и модернизации буддизма в ряде стран. В связи с «2500-летием существования буддизма», которое отметил в 1956 году от Р.Х буддийский мир, интерес к этой религии, его источникам, археологическим памятникам, его искусству еще более возрос. Обширнейшая литература, посвященная буддизму, крайне противоречива. «…поражает та разнородность оценки, которую можно найти по отношению к буддизму, - писал один из крупнейших знатоков буддизма О.О.Розенберг.- Буддизм является силою, к которой одни относятся с крайним отвращением, другие с чрезвычайной симпатией; на буддизм указывают то, как на пример бессмысленного идолопоклонства, не заслуживающего вовсе названия религии, то опять, как на пример религии, равной христианству, даже как на религию, пре миримую с современной  наукой, как на религию будущего.» Зачастую не только основные догматы буддизма, но и понятия которыми он оперирует, получают у различных авторов взаимоисключающие толкования. Чаще всего из буддизма вырывается какая-либо одна сторона и ей придается  самодовлеющее значение. Многие современные европейские последователи стремятся, затушевав в буддизме черты присущие любой религии, «сблизить» его с современной наукой. Появилась тенденция представлять буддизм силой, способной разрешить все социальные проблемы. На мой взгляд не верны и попытки создать из буддизма «религию мирян» как поступают многие неорелигиозные культы буддистского толка. Мне бы больше подошло  определение  буддизма  как «религию ученого», как «светскую религию» творчески мыслящих людей решивших «отбросить сверхъестественное в религии и сделать этическую жизнь и активное сострадание ко всему живому  высшей религией». Тогда и только тогда буддизм станет  одной из наиболее могучих по своему влиянию сил в культурной жизни человечества. Приветствую мнение ученых востоковедов, что буддизм надо рассматривать и как религию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни».

На мой взгляд, освещение основных вопросов идеологии буддизма необходимо и для понимания его роли в современной жизни нашей страны России, идущей путем демократии  самостоятельного политического, экономического и культурного развития. Эти вопросы приобретают большое теоретическое и практическое значение в понимании нашей исторической миссии.
Несомненно, что пришло время признать актуальность изучения феномена буддизма как религиозно-идеологической системы и, в частности, выяснения следующих принципиально важных вопросов:

1. Четко определить с научных позиций буддизм с тем, чтобы устранить ту  методологическую неясность, которую создают многочисленные и часто противоречивые его толкования в имеющейся литературе.

2. Показать условия возникновения и распространения буддизма, его общественную роль.

3. Раскрыть сущность религиозно-философского учения буддизма.

4. Осветить русскую специфику его культовой практики, особенно наглядно свидетельствующей о его сути как религиозной системы.

5. Охарактеризовать  роль русского буддизма в современной политической жизни России.

Философия пробуждения никогда не спящего

Будда, Дхарма, Сангха -Три Драгоценности

Будда происходит от санскритского термина «бодхи» - «пробуждение», что указывает на пробуждённость от сна неведения. Тибетское слово, которым называют Будду - «санг гье». «Санг» несёт в себе значение полной очищенности или пробуждённости, а «гье» означает «раскрывшийся» или «расцветший». Это указывает на очищенность от всех загрязнений и раскрытие всех внутренних достоинств.

Очищение означает устранение трёх видов завес:

1. Завес мешающих эмоций и негативных действий.

2. Завес, относящихся к процессу восприятия, то есть неправильных взглядов и концепций в отношении действительности.

3. Очень тонких завес привычных тенденций. Раскрывается же изначальная мудрость - мудрость, которая возникает, когда ум осознаёт свою изначальную природу. Изначальную мудрость можно подразделить на две разновидности:

1. Мудрость осознания истинной природы всех явлений, абсолютная истина.

2. Мудрость осознания видимости всех явлений в самой полной мере, относительная истина.

Будда, Пробудившийся - это тот, кто очистился от всех завес и знает всё, что можно знать. Он - высший, непревзойдённый среди всех людей. Только Будда обладает всеведением. Поэтому он занимает первое место при упоминании Будды, Дхармы и Сангхи.

Кроме всеведения, Будда обладает любящей добротой и сочувствием ко всем живым существам и учит, желая освободить их от страданий. Поэтому Дхарма стоит на втором месте.

Дхарма подразделяется на Дхарму писаний и Дхарму осуществления. Дхарма писаний подразделяется на Сутру и Тантру. Сутра содержит в себе Три Корзины - Винайю, Сутру и Абхидхарму, а Тантра включает четыре класса тантр. Дхарма осуществления подразделяется на три вида упражнений: упражнение в дисциплине, упражнение в медитации и упражнение в мудрости. Три Корзины соответствуют трём видам упражнений.

Если люди, слышащие поучения Будды, вступают на путь, то есть слушают поучения, размышляют над ними и, наконец, применяют их в практике медитации, то образуется Сангха. Это -друзья и помощники на пути к Освобождению. Поэтому Сангха - третья из Трёх Драгоценностей.

Кроме того, Сангха включает две разновидности - обычную и высшую, или Благородную Сангху. Обычная Сангха состоит из практикующих, которые ещё не достигли осознания истинной природы своего ума. Благородная Сангха состоит из практикующих, которые достигли одного из четырёх уровней постижения в Малой Колеснице (Хинаяне) или одного из Уровней Бодхисаттвы в Великой Колеснице (Махаяне).

Будда, Дхарма и Сангха, Три Драгоценности, являются общим Прибежищем для всех буддистов во всём мире (в южном и в северном Буддизме). В каждой стране исповедующей буддизм как религиозную догму имеется своя транскрипция в прочтении основных столбов учения. Но три из них (вышепоименованные) остаются неизменными всегда, иначе это уже не буддизм. В нашей феноменальной стране буддизм также претерпел изменения в отличии от традиционного понимания учения в странах Азии. Так будда перестал персонофицироваться с Сидхардхой Гоутамой и превратился (сблизился) в канонизированного Николая Чудотворца "защитника бедных и неймущих" "помощника простого люда в горестях и бедах". Нынешнему россиянину проще отдаться во власть чужой воле и надеяться на авось, нечем самому, что либо сделать ради собственного благополучия и тем более благополучия своих близких, не говоря уже об остальных людях. Дхарма,  как первопричина освобождения от неведения, претерпела метаморфозу и стала стремлением к освобождению от обязанностей не только по отношению к обществу, но и по отношению к собственному благополучию. Это явление получило название "пофигизм" если не сказать грубее. Сангха также видоизменилась. Если в других странах под этим названием подразумевается группа состоящая из индивидуумов собравшихся для перенятия опыта просветления, то в нашей российской среде этот процесс преобразовался в МЫ. В парадигму общественного сознания с размытой ответственностью. Мы значит не я. Я значит Мы. Община или общак не важно, главное в этом процессе коллективное бессознательное близкое по своему характеру с самадхи. Появилось и развивается явление, такое как "коллективная карма", когда целые народы вовлечены в процесс освобождения от "векового сна" и процесс этот усугубляется последовательными инкарнациями идей. Так идея "коммунизма" захватила умы четверти человечества и была признана апологетами буддизма как часть учения о великом освобождении. Лидеры этого процесса были возведены в ранг Махатм (Великих учителей) и записаны в книги Великих деяний. Этот процесс до конца не изучен и не определен его окончательный статус. Вопрос находится в стадии решения идеологами буддизма. Надо отдать должное этому явлению, ведь именно он дал такой мощный толчок к интересу, проявленному в отношении к буддизму в нашей стране. Появление и развитие дхарма центров тому яркий пример и доказательство этой гипотезы.

Говоря о буддизме вообще, как о явлении общественной жизни, мы должны признать руссофикацию понятий традиционного буддийского словаря. Так само понятие буддизм следует читать в русской транскрипции, а именно как будизм (будить) и не от сна неведения, а от сна ума, как явления, вообще. Глупость, как религиозную категорию  следует рассматривать не только как порождение сансары, но и  как проявление Мары, основного противника и злейшего врага просвящения.

Чтобы познать истинную природу ума необходимо вначале изучить истинную природу глупости.

Шакьямуни  отвел этому предмету целых 16 стихотворных строф известных как V глава Дхаммапады "О глупцах". Стоит ли глупость того, чтобы о ней говорить? Что есть глупость как предмет исследования?

Глупость – ограниченность умственных способностей, несообразительность, бестолковость. Глупый человек - не обнаруживающий ума, лишенный разумной содержательности, целесообразности.

Будда молвил: "Длинна ночь для бодрствующего, длинна йоджана для уставшего, длинна сансара для глупцов, не знающих истинной дхаммы." "Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепится в одиночестве: с глупцом не бывает дружбы."

Русский мужик выразил бы эту дхамму так: "Не зная броду, не суйся в воду. Не лезь в бутылку, да по перед батьки в пекло! По Ивашке и сермяжка! И т.д. и т.п."

Будда молвил: "Сыновья – мои, богатство – мое", - так мучается глупец. Он ведь сам не принадлежит себе. Откуда же сыновья? Откуда богатство?"

Мужик: "Не мой(твой) воз, не мне(тебе) его и везти!"

Будда: "Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, "глупец""

Мужик: "Век живи, век учись, а все одно дураком помирать! В воре, что в море, а в дураке, что в пресном молоке! Дурака учить, что мертвого лечить!"

Будда: "Если глупец связан с мудрым даже всю свою жизнь, он знает дхамму не больше, чем ложка – вкус похлебки. Если хотя бы мгновение умный связан с мудрым, быстро знакомится он с дхаммой, как язык с вкусом похлебки."

Мужик: "Дуракам закон не писан. Дураков не сеют, не жнут, а сами родятся! На всякого мудреца довольно простоты!"

Из приведенных сравнений видно, что русское сознание ближе к мудрости своим интуитивом нежели чуждая логика и нудный анализ. Надо полагать глупость, как мерило умственных способностей, не показатель в достижении просветления. Важен сам процесс идентификации истины, не зависимо от формы восприятия. 

 

ДЕВЯТЬ МЫСЛЕЙ О БУДУЩЕМ

 

Будущее призрачно до рассвета…

Дающий Свет, дарует и Тепло…

Вечно приходящий некогда не уйдет…

Сколько языков столько имен….

Истина в многообразии  единства…

Согласие в безмолвии…

Не причинение не возможно без причины…

Изменения, приносящие перемены, не изменяют причину перемен…

Чтобы пробудиться необходимо заснуть…

 

Продолжение читайте в следующем номере

Сайт управляется системой uCoz