Православный
исследовательский институт миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Религиозное объединение буддистов
Дацан Гунзэчойнэй
г.
Санкт- Петербурга (мужской буддийский монастырь)
Название
В
переводе с тибетского «Гунзэчойнэй» (тиб. «kun-brtes-chos-gnas») означает
«Источник Святого Учения Будды, сострадающего всем», а слово «Дацан» (тиб.
«grwa-tshan») — «монастырская школа».
Вероисповедание
Буддизм
Махаяны.
Символика
Символами
Дацана Гунзэчойнэй являются знак Калачакры намчувандан (тиб.
«rnam-bcu-dwang-ldan»), называемый «десять сил», и лотос — символ чистоты
духовного Учения Будды (над лотосом тибетская буква «А» — самое краткое
выражение сущности Учения).
История
движения
Монастырь
относится к школе Гелугпа (тиб. «dge-lugs-pa») Северного Буддизма Махаяны,
распространенного в Тибете, Непале, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.
Буддизм
— древнейшая из трех мировых религий; ее история насчитывает два с половиной
тысячелетия. Проповедь этого Учения начал в Индии Будда Шакьямуни, принц
Сиддхартха Гаутама из царского рода Шакьев.
Основоположником
школы Гелугпа является выдающийся тибетский ученый монах Чже Цзонхава
(1357—1419). Последователи Гелуг разделяют взгляды философской системы
мадхъямика-прасангика, связанной с именем великого индийского философа
Нагарджуны, а впоследствии с такими именами, как Буддхапалита, Чандракирти и
Шантидева.
Духовным
главой всех буддистов Северного направления является Его Святейшество Далай
Лама. Титул «Далай Лама» традиционно переводится как «Океан Мудрости». Слово
«Далай» в переводе с монгольского означает «Океан», а «Лама» (тиб.)
соответствует индийскому слову «Гуру» — «Духовный Учитель». Первым Далай Ламой
считается ученик и племянник Цзонхавы — Гедун Дуп (1391—1474), хотя сам этот
титул был впервые предложен в 1578 году монгольским правителем Алтан Ханом
Сонаму Гьяцо Третьему Перерожденцу Гедун Дупа. Со времен Пятого Перерожденца —
Нгаван Лобсан Гьяцо (1617—1682) — Далай Лама возложил на себя обязанности
духовного и светского главы Тибета. Нынешний Четырнадцатый Далай Лама Тибета —
Агван Лобсан Тэнзин Гьяцо — родился в 1935 году. Буддисты почитают Далай Ламу
как воплощение Авалокитешвары (тиб. «Чэнрези») — Бодхисаттвы Сострадания, так
как Он перевоплощается, чтобы приносить пользу всем живым существам.
После
присоединения в 1951 году Тибета к Китаю и подавления в 1959 году восстания
тибетского народа, Его Святейшество Четырнадцатый Далай Лама живет в индийском
городе Дхарамсала, возглавляя тибетское правительство в изгнании. Далай Лама
XIV — лауреат Нобелевской премии мира 1989 года.
История
движения в России.
В
VII веке н. э. буддизм из Индии проник в Тибет, а начиная с XIII века это
Учение стало распространяться в Монголии, затрагивая первоначально лишь высшие
слои общества. В 1576 году буддизм школы Гелугпа был объявлен государственной
религией монголов. В XVII веке буддизм исповедовали многие монгольские народы.
Буряты — один из монгольских народов, традиционно исповедующих буддизм на
территории России. С XIII века буряты входили в состав монгольского
государства. Но после заключения в 1689 году Нерчинского мирного договора между
Россией и Китаем, Забайкалье — регион, где проживали буряты, — отошел к России,
и буряты оказались российскими подданными. Распространение буддизма в
Забайкалье было связано с относительно свободным проникновением кочевников
через границу России, а вместе с ними лам из Монголии и Тибета.
Датой
официального признания буддизма в России считается 1741 год. Главой буддийской
церкви в Забайкалье был Пандито-Хамбо-лама. Эта выборная должность утверждалась
Департаментом иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. Первый
бурятский буддийский монастырь — Сартульский Дацан — был основан в 1707 году.
Крупнейшими монастырями, построенными в XVIII веке, были Цонгольский Дацан
(1730) и Гусиноозерский (Тамчинский) Дацан (1741). В 1796 году в Забайкалье
существовало 16 дацанов, а общая численность духовенства составляла 700
человек. На протяжении XIX и в начале XX века продолжалось строительство
монастырей, развивалось книгоиздательское дело, росли библиотеки. При этом
никогда не возникало межконфессиональных конфликтов между буддистами и
православными. К 1917 году в Забайкалье насчитывалось 47 дацанов; численность
духовенства достигала 10 000 человек. Самые крупные монастыри, известные своими
философскими и медицинскими школами, типографиями и коллекциями книг —
Цугольский, Агинский, Ацагатский Дацаны.
В
З0-е годы начинается процесс уничтожения буддийской культуры (уничтожение дацанов,
истребление буддийского духовенства). К началу 40-х годов на территории
Восточной Сибири не осталось ни одного действующего монастыря. Только в 1946
году было получено разрешение на строительство нового дацана в поселке Верхняя
Иволга близ Улан-Удэ и на открытие Агинского дацана в Агинском Бурятском
национальном округе Читинской области. В том же году была легализована
конфессиональная организация буддистов и восстановлена должность буддийского
иерарха Пандито-Хамбо-ламы, который возглавил Центральное духовное управление
буддистов СССР (ЦДУБ СССР). В его состав входили Калмыцкое и Тувинское
отделения.
В
начале 90-х годов началось подлинное восстановление буддизма в России. Уже в
1991 году в Бурятии действовали 12 исторических дацанов. В том же году при
Иволгинском Дацане открылся Буддийский институт, в котором обучается 300
студентов. До этого получить духовное образование можно было лишь в Монголии.
Два
других российских этноса, традиционно исповедующих буддизм, — калмыки и
тувинцы. Калмыки — монгольский народ (ойраты), некогда населявший историческую
область Джунгарии (ныне Северо-западный Китай). В конце XVI века часть ойратов
покинула эти места, спасаясь от притеснений Китая. Именно их и стали называть
калмыками, от слова «калмак» («отделившийся»). В 1609 году калмыки были
официально приняты в состав России. В 60—70-х годах XVII века сложилось
Калмыцкое государство, расположенное на территории, охватывающей низовья Волги,
Прикаспийскую низменность и степи между Волгой и Доном. В 1638 году на съезде
ойратских тайшей школа Гелугпа получила статус государственной религии
Калмыцкого ханства. Конфессиональная организация ойратов связана с именем
выдающегося ученого Зая-пандида (1599—1662), обучавшегося в Тибете и
получившего ученую степень лхарамбы (доктор философии). В связи с тем, что
русское правительство в 1771 году упразднило Калмыцкое ханство, большинство
калмыков снова ушли в Джунгарию. Они увезли с собой богатейшее собрание книг и
многочисленные реликвии. На рубеже XVIII—XIX веков у калмыков стали появляться
стационарные хурулы. К 1836 году число хурулов калмыцкой степи достигло 105.
Общая численность духовенства составляла 5 тысяч человек. В связи с тем, что
калмыки были долгое время изолированы от других стран буддийского мира (Тибета
и Монголии), их религиозная жизнь в начале XIX века пришла в упадок. Только в
начале XX века прерванные ранее связи начали восстанавливаться благодаря
деятельности габжа ламы Гебши Вангьяла и бурятского ламы Агвана Доржиева.
Репрессии, обрушившиеся на калмыцкое духовенство в начале З0-х годов, а также
насильственная депортация калмыков в 1943 году надолго приостановили нормальное
течение религиозной жизни, но буддизм продолжал сохраняться в народной среде. В
1988 году в Калмыкии была официально зарегистрирована первая буддийская община,
а в 1991 году было создано Объединение буддистов Калмыкии. В настоящее время в
Калмыкии действует 14 хурулов и молитвенных домов.
Тувинцы
— единственный тюркский этнос, исповедующий буддизм. В 1753 году буддизм был
признан государственной религией тувинцев, хотя в этой республике сохранялся и
сохраняется до сих пор шаманизм. С 1757 по 1911 год Тува (древнее название
Танды-Урянхай) находилась под контролем Цинского Китая. С 70-х годов XVIII века
на территории Тувы начинается строительство стационарных монастырей. Первый из
них — Эрзинский хурээ — был основан в 1772 году. В течение XIX века были
построены еще четыре крупных монастыря: Бай-Кара хурээ (1809), Чаа-Холоский
хурээ (1811), Шаратулгунский хурээ (1824), Нижне-Чааданский хурээ (1873). В
1901 году был построен крупнейший в Туве Верхне-Чааданский хурээ. Всего же за
годы Цинской династии было построено 22 хурээ. В 1911 году в Туве насчитывалось
около 4 тысяч лам всех степеней посвящения, что составляло около 10% мужского
населения страны. С 1914 года Тува становится протекторатом России, поэтому все
перемены, происходящие в России, затронули и эту республику. Сталинские
репрессии З0-х годов нанесли огромный ущерб буддизму в Туве. К началу 40-х
годов все монастыри на ее территории были разрушены, а духовенство уничтожено.
В 1944 году Тувинская Народная Республика была присоединена к СССР. С 1946 года
тувинские буддисты находились в ведении ЦДУБ СССР, при котором существовало
Тувинское отделение, но в течение долгого времени ни одного монастыря или храма
не было восстановлено. Только в 1990 году в Тувинской Республике была
зарегистрирована первая община буддистов. В это же время началось
восстановление монастырей — Эрзинского и Верхне-Чааданского хурээ.
Строительство буддийского центра развернулось и близ Кызыла; в 1992 году это
строительство благословил Его Святейшество Четырнадцатый Далай Лама Тибета,
посетивший Туву. В 1993 году в Туве насчитывалось уже 9 буддийских общин.
История
буддизма в России тесно связана с жизнью и деятельностью ламы Агвана Доржиева
(1853—1938). Доржиев родился в урочище Хара-Шибирь (Бурятия). Первоначально он
обучался в Агинском Дацане, а в 1872 году ушел в Тибет и поступил в Гоман Дацан
монастыря Дрепун, одного из трех крупнейших монастырей школы Гелуг. В 1888 году
он получил высшую степень геше-лхарамба и стал одним из семи наставников по
философии ценшап (тиб. tsan-shab) Его Святейшества XIII Далай Ламы Тибета
(1876—1933). Позднее он стал доверенным лицом Далай Ламы, который от него
впервые узнал о буддийских регионах России и о том покровительстве, которое
оказывал им российский император. В тот период для Тибета существовала угроза
английской колониальной экспансии и полная потеря независимости от Цинского
Китая. В связи с этим Далай Лама счел целесообразным искать поддержки России и
дважды — в 1898 и 1900 годах — направлял Доржиева в Санкт-Петербург в качестве
своего дипломатического представителя для переговоров с Николаем II. Доржиев
был принят российским императором. Ему удалось также установить связи с некоторыми
влиятельными лицами в правительстве, учеными, деятелями культуры. Несмотря на
многочисленные сложности и опасности, Доржиев вновь посетил Петербург в 1906 и
в 1907 годах. В этот период он выдвинул идею создания «великой буддийской
конфедерации» на основе сближения России с Монголией и Тибетом. На пути этих
планов было много препятствий: согласно Англо-русской конвенции от 18 августа
1907 года, Тибет и Монголия являлись неотъемлемыми частями Китайского
государства. Именно в этот исторический период началось строительство
Санкт-Петербургского буддийского храма (Дацан Гунзэчойнэй). В 1908 году Агван
Доржиев передал в Министерство иностранных дел России ходатайство Далай Ламы о
строительстве храма. Год спустя на приобретенном Доржиевым земельном участке
начались строительные работы. Храм строился на средства, пожертвованные XIII
Далай Ламой, монгольским Чжебцундамба-хутухту, самим Доржиевым, знаменитым
специалистом в области тибетской медицины П. Бадмаевым, а также верующими
бурятами, монголами и калмыками. Для руководства работами был сформирован
специальный строительный комитет, в состав которого входили академики С.
Ольденбург и Ф. Щербатской, князь Э. Ухтомский, художник Н. К. Рерих. Храм
строился по проекту архитектора В. Барановского в соответствии с каноном
тибетского буддизма.
Первая
служба в храме состоялась в 1913 году в ознаменование 300-летия Дома Романовых.
Строительство было окончательно завершено в 1915 году. Однако планам Агван
Доржиева создать дацан, который был бы подворьем всех буддийских монастырей
России, не суждено было сбыться в силу многих исторических причин. С 1914 года
в храме был открыт госпиталь для солдат-буддистов, участников Первой мировой
войны. В 1917 году Петроградский храм становится национальным центром бурят и
калмыков, в нем создается Бурят-Калмыцкий комитет. Состоявшийся в июне 1917
года в Гусиноозерском дацане общебурятский съезд провозгласил Петроградский
храм достоянием всего бурят-монгольского народа. В 1919 году храм подвергся
разорению, т.к. в нем были размещены воинские части. Доржиев приложил все
усилия для реставрации храма. Опасаясь новых попыток вторжения, он добился
закрепления за храмом статуса Тибетской дипломатической миссии (впоследствии,
по договору между Тибетом и Монголией 1926 года, Тибето-Монгольской миссии).
В
1927 году в Москве прошел Всесоюзный Собор буддистов СССР, создавший Всесоюзное
духовное управление буддистов во главе с хамбо-ламами А. Насанкаевым и Д.
Дамбаевым. Резиденция ВДУБ располагалась в Ленинградском буддийском храме.
К
началу З0-х годов противостоять сталинской антирелигиозной кампании было уже
невозможно. Почти все ламы, служившие в храме, были расстреляны или сосланы в
лагеря. В 1937 году на основе ложных обвинений Доржиев был арестован и в 1938
году скончался в тюремной больнице г. Улан-Удэ.
В
1989 году в Ленинграде была зарегистрирована буддийская община, которой в 1990
году было передано здание исторического Санкт-Петербургского храма, где с 1991
года прибывшее по приглашению буддистов-мирян духовенство возобновило регулярные
службы. Настоятелем Дацана Гунзэчойнэй в настоящее время является буддийский
монах-гелонг Данзан Хайбзун Самаев.
Кроме
традиционных буддийских регионов России, Санкт-Петербурга и Москвы буддийские
центры появляются и в других городах России. Сейчас они действуют в Челябинске,
Волгограде, Новосибирске, Анапе.
Основные
вероучительные положения
а)
Предмет веры
Три
Драгоценности: Будда, Его Учение (Дхарма) и Духовная община (Сангха).
Целью
продвижения по буддийскому пути является достижение Пробуждения (высочайшего
состояния Духа) ради блага всех живых существ. Условие достижения Пробуждения —
это природа Будды, присущая всем живым существам. Причина достижения
Пробуждения — прохождение духовного пути, свободно избранного живым существом.
б)
Взгляд на происхождение человечества и его будущее
Будда
Шакьямуни — четвертый из тысячи будд, которые должны проповедовать в течение
данного мирового периода (кальпы). Таким образом, история живых существ нашего
мира уходит в необозримо далекое прошлое. Человечество как сообщество существ,
живущих на Земле, возникло в результате коллективной кармы и будет
существовать, пока не исчерпает себя эта карма. Из шести видов живых существ,
обитающих в сансаре, человек обладает самыми большими возможностями в плане
духовного развития, поэтому ценность и редкость человеческого рождения всегда
подчеркивается буддийскими учителями.
в)
Основные моральные правила и ценности
Духовный
путь буддиста начинается с прихода к прибежищу Трех Драгоценностей. Основой
продвижения по этому пути является соблюдение нравственных принципов:
1)
отказ от убийства живых существ;
2)
отказ от воровства;
3)
отказ от прелюбодеяния;
4)
отказ от лжи;
5)
отказ от употребления веществ, омрачающих сознание.
Для
буддиста-мирянина семья играет исключительно важную роль. Он должен
поддерживать родителей, хранить семейные традиции и устои, почитать свою жену,
быть верным ей. Жена, в свою очередь, должна поддерживать домашний очаг, быть
гостеприимной хозяйкой, быть верной мужу.
Монашеские
обеты связаны с уходом из семьи.
Терминология
Ключевыми
понятиями для Буддизма Махаяны являются:
Будда — Пробужденный; тот, кто устранил эмоциональные и
познавательные препятствия, омрачающие Дух, и достиг таких качеств, как
всеведение, великое сострадание, совершенство в действии.
Бодхисаттва:
в
широком смысле слова — избравший путь Махаяны;
в
узком смысле слова — существо, достигшее хотя бы Первой из Десяти Ступеней
Бодхисаттвы.
Сансара — безначальный круговорот смертей и
рождений, для которого характерны:
дуккха
— страдание;
анитья
— непостоянство;
анатта
— отсутствие вечной, необусловленной и самодостаточной сущности феноменов и
личности.
Нирвана — выход из круговорота смертей и
рождений, состояние полностью Пробужденного.
Карма (в буквальном переводе «действие») — осознанное
целенаправленное действие, которое обусловливает природу дальнейшего опыта
сансарного существа.
Шуньята — истинный способ существования всех
феноменов, отсутствие внутренне присущего истинного бытия феноменов без
исключения.
Священные
книги и вероучительные документы
1.
Первый полный свод буддийских текстов на языке пали Трипитака (Три корзины):
Сутта-питака (изречения и проповеди Будды), Виная-питака (устав монашеской
общины), Абхидхамма-питака (феноменология).
2.
Литература махаянских сутр, складывающаяся во II-III вв. н.э. Самыми известными
являются:
Сутры
Праджняпарамиты (Ваджрачхедика, Аштасахасрика, Сутра Сердца Праждняпарамиты);
Саддхармапупдарика
(«Сутра Лотоса Благого Закона», Вималакирти-нирдешасутра, Самадхираджа-сутра).
3.
Тибетский канон:
Ганджур
(«Переводы сказанного Буддой»), составленный в XIV в., — собрание канонических
текстов в 108 томах;
Данджур
(«Переводы комментариев к сказанному Буддой») в 225 томах.
Формы
богослужений, их регулярность, язык
Формы
богослужений: молитвенные собрания монашеской общины и мирян; индивидуальная
молитва; ритуалы.
Все
службы совершаются, согласно монастырскому уставу, на тибетском или монгольском
языках.
Праздники,
знаменательные дни
Буддийский
Новый год, отмечаемый по лунному календарю, как правило, в конце
зимы (февраль-начало марта).
Дуйн-хор (Калачакра), «Колесо времени»,
празднуется в мае.
День рождения Будды, Его Просветления и Ухода в Нирвану,
празднуется в начале лета.
Празднество в часть Майтреи, будды Грядущего, празднуется в
середине лета.
Празднество в честь нисхождения Будды с неба Тушита и воплощения
на Земле, празднуется осенью.
День памяти основателя школы Гелугпа Цзонхавы, празднуется
зимой.
Требования
к членам
Почитать
Три Драгоценности.
Собственные
издания или выражение своих взглядов через СМИ
Собственные
издания:
Учебник
тибетской медицины / Пер. с монг. и тиб. А.Позднева. — Ленинград: Андреев и
Сыновья: Экополис: Дацан Гунзэчойнэй, 1991.
Соднам-Цзэмо.
Дверь, ведущая в Учение / Пер. с тиб., послесл. и комм. Р.Н.Крапивиной. —СПб.:
Дацан Гунзэчойнэй, 1994.
Хун-Жень.
Пятый чаньский патриарх: Трактат об основах совершенствования сознания (сю синь
яо лунь) / Пер. с китайск., пред. и комм. Е.А.Торчинова. — СПб.: Дацан
Гунзэчойнэй, 1995.
Туган-Лопсан-Чойкон-Ньима.
Хрустальное зерцало философских систем: Глава Сакьяпа / Пер. с тиб., введ. и
комм. Р.Н.Крапивиной. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1995.
Его
Святейшество Далай Лама XIV (краткая биография). — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй,
1995.
Лама
Дени Тэндруп. Садхана Ченрези: Пер. с фр. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1996.
Лама
Дени Тэндруп. Учение будды: Путь любви и согласия: Пер. с фр. — СПб.: Дацан
Гунзэчойнэй, 1996.
Лама
Дени Тэндруп. Карма и перерождение: Пер. с фр. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1996.
Дандарон
Б.Д. 99 писем о буддизме и любви / Отв. ред. В.М.Монтлевич. — СПб.: Дацан
Гунзэчойнэй, 1996.
Дандарон
Б.Д. Черная тетрадь / Отв. ред. В.М.Монтлевич. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1996.
Буклеты:
Дацан
Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. СПб., 1992, 1993 (Текст на русском и английском
яз.).
Буддизм,
природа, человек (Издан к выставке с тем же названием, организованной Дацаном,
Российским Этнографическим музеем и Государственным музеем истории религии.
Текст на русском и английском яз.).
Видеоматериалы:
Видеофильм
«Буддийская Бурятия сегодня», 1992 год (30 мин., на русском, английском и
немецком яз.).
Дацаном
ежегодно издается буддийский календарь со вступительной статьей «Популярно о
буддийском астрологическом календаре» ламы Д.Х. Самаева.
Учебные
заведения
Университет
Буддийской Культуры совместно с Санкт-Петербургским Государственным
Университетом.
Детская
воскресная школа.
Благотворительность,
формы социального служения
Буддийский
Путь основан на шести парамитах — добродетелях, ведущих к освобождению. Первой
из них является дана-парамита или парамита даяния.
Организационная
структура
Вышестоящая
организация — Центральное Духовное Управление буддистов РФ, ныне «Традиционная
буддийская Сангха Росой» во главе с хамбо-ламой.
Численность
Духовенство
— 16 чел.; буддисты-миряне — 120 чел.
Национальный
состав
Буряты,
калмыки, тувинцы, русские.
Институт
монашества
В
настоящее время в России существуют только мужские монастыри с монахами
следующих уровней посвящения:
послушник
(банди), исполняющий 5 обетов;
монах-гецул,
исполняющий 36 обетов;
монах-гелонг,
исполняющий 253 обета.
Монашеский
устав школы Гелугпа соответствует Винае.
Отношение
к другим религиям и христианским конфессиям
Последователи
буддизма в отношениях с окружающим миром руководствуются принципами
дружественности и ненасилия. Буддисты открыты для межконфессиональных диалогов.
Библиография
Список
литературы:
Щербатской
Ф.И. Труды по буддизму. — М.: Наука, 1988. — 426 с.
Розенберг
О. Труды по буддизму. — М.: Наука, 1991. — 295 с.
Буддизм:
Словарь. — М.: Республика, 1992. — 288 с.
Ольденбург
С.Ф. Жизнь Будды, Индийского Учителя Жизни. — Пг., 1919. — 52 с.
Бонгард-Левин
Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. — М.: Наука, 1985. — 750 с.
Цыбиков
Г.Ц. Избранные труды: В 2 т. — Новосибирск: Наука, 1991.
Позднеев
А. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в
связи с отношениями сего последнего к народу. — СПб., 1887. — 492 с.
Далай-Лама
ХIV (Буддийский монах Тензин-Гьяцо). Буддизм Тибета. — М.; Рига, 1991. — 103 с.
Ламаизм
в Бурятии XVIII — начале ХХ века: Структура и социальная роль культовой
системы. — Новосибирск: Наука, 1983. — 236 с.
Герасимова
К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917—1930
гг.). — Улан-Удэ, 1964. — 179 с.
Монгуш
М.В. Ламаизм в Туве: Историко-этнографическое исследование. — Кызыл, 1992. —
144 с.
Бичурин
Н. (монах Иакинф). Историческое обозрение ойратов или калмыков с ?V столетия до
настоящего времени. — СПб., 1834. — 268 с.
Ламаизм
в Калмыкии. — Элиста, 1977. — 112 с.
Житецкий
И.А. Очерки быта астраханских калмыков: Этнографические наблюдения 1884-1886
годов. — М., 1893. — 73 с.
Андреев
А.И. Буддийская святыня Петрограда. — Улан-Удэ, 1992.— 126 с.
Андреев
А.И. Агван Доржиев и судьбы буддийской религии в СССР // Реверс: Филос.-религ.
и лит. альманах. — СПб., 1992. — с. 198-209.
Монтлевич
В.М. Б.Д. Дандарон — ученый-буддолог и религиозный деятель // Ступени. — 1991.
— № 1. - с. 155.
Алов
А.А., Владимиров Н.Г. Буддизм в России (Из цикла «Религиозная жизнь и культурное
наследие России»). — М.: Институт Наследия, 1996. — 68 с.
Адрес
197228,
г. Санкт-Петербург, Приморский пр., д.91
Телефоны:
239-03-41 (настоятель), 239-13-41, 239-97-40.