Православный исследовательский институт миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Религиозное объединение буддистов Дацан Гунзэчойнэй
г. Санкт- Петербурга (мужской буддийский монастырь)

Название

В переводе с тибетского «Гунзэчойнэй» (тиб. «kun-brtes-chos-gnas») означает «Источник Святого Учения Будды, сострадающего всем», а слово «Дацан» (тиб. «grwa-tshan») — «монастырская школа».

Вероисповедание

Буддизм Махаяны.

Символика
 
Символами Дацана Гунзэчойнэй являются знак Калачакры намчувандан (тиб. «rnam-bcu-dwang-ldan»), называемый «десять сил», и лотос — символ чистоты духовного Учения Будды (над лотосом тибетская буква «А» — самое краткое выражение сущности Учения).

История движения

Монастырь относится к школе Гелугпа (тиб. «dge-lugs-pa») Северного Буддизма Махаяны, распространенного в Тибете, Непале, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.

Буддизм — древнейшая из трех мировых религий; ее история насчитывает два с половиной тысячелетия. Проповедь этого Учения начал в Индии Будда Шакьямуни, принц Сиддхартха Гаутама из царского рода Шакьев.

Основоположником школы Гелугпа является выдающийся тибетский ученый монах Чже Цзонхава (1357—1419). Последователи Гелуг разделяют взгляды философской системы мадхъямика-прасангика, связанной с именем великого индийского философа Нагарджуны, а впоследствии с такими именами, как Буддхапалита, Чандракирти и Шантидева.

Духовным главой всех буддистов Северного направления является Его Святейшество Далай Лама. Титул «Далай Лама» традиционно переводится как «Океан Мудрости». Слово «Далай» в переводе с монгольского означает «Океан», а «Лама» (тиб.) соответствует индийскому слову «Гуру» — «Духовный Учитель». Первым Далай Ламой считается ученик и племянник Цзонхавы — Гедун Дуп (1391—1474), хотя сам этот титул был впервые предложен в 1578 году монгольским правителем Алтан Ханом Сонаму Гьяцо Третьему Перерожденцу Гедун Дупа. Со времен Пятого Перерожденца — Нгаван Лобсан Гьяцо (1617—1682) — Далай Лама возложил на себя обязанности духовного и светского главы Тибета. Нынешний Четырнадцатый Далай Лама Тибета — Агван Лобсан Тэнзин Гьяцо — родился в 1935 году. Буддисты почитают Далай Ламу как воплощение Авалокитешвары (тиб. «Чэнрези») — Бодхисаттвы Сострадания, так как Он перевоплощается, чтобы приносить пользу всем живым существам.
После присоединения в 1951 году Тибета к Китаю и подавления в 1959 году восстания тибетского народа, Его Святейшество Четырнадцатый Далай Лама живет в индийском городе Дхарамсала, возглавляя тибетское правительство в изгнании. Далай Лама XIV — лауреат Нобелевской премии мира 1989 года.

История движения в России.

В VII веке н. э. буддизм из Индии проник в Тибет, а начиная с XIII века это Учение стало распространяться в Монголии, затрагивая первоначально лишь высшие слои общества. В 1576 году буддизм школы Гелугпа был объявлен государственной религией монголов. В XVII веке буддизм исповедовали многие монгольские народы. Буряты — один из монгольских народов, традиционно исповедующих буддизм на территории России. С XIII века буряты входили в состав монгольского государства. Но после заключения в 1689 году Нерчинского мирного договора между Россией и Китаем, Забайкалье — регион, где проживали буряты, — отошел к России, и буряты оказались российскими подданными. Распространение буддизма в Забайкалье было связано с относительно свободным проникновением кочевников через границу России, а вместе с ними лам из Монголии и Тибета.
Датой официального признания буддизма в России считается 1741 год. Главой буддийской церкви в Забайкалье был Пандито-Хамбо-лама. Эта выборная должность утверждалась Департаментом иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. Первый бурятский буддийский монастырь — Сартульский Дацан — был основан в 1707 году. Крупнейшими монастырями, построенными в XVIII веке, были Цонгольский Дацан (1730) и Гусиноозерский (Тамчинский) Дацан (1741). В 1796 году в Забайкалье существовало 16 дацанов, а общая численность духовенства составляла 700 человек. На протяжении XIX и в начале XX века продолжалось строительство монастырей, развивалось книгоиздательское дело, росли библиотеки. При этом никогда не возникало межконфессиональных конфликтов между буддистами и православными. К 1917 году в Забайкалье насчитывалось 47 дацанов; численность духовенства достигала 10 000 человек. Самые крупные монастыри, известные своими философскими и медицинскими школами, типографиями и коллекциями книг — Цугольский, Агинский, Ацагатский Дацаны.

В З0-е годы начинается процесс уничтожения буддийской культуры (уничтожение дацанов, истребление буддийского духовенства). К началу 40-х годов на территории Восточной Сибири не осталось ни одного действующего монастыря. Только в 1946 году было получено разрешение на строительство нового дацана в поселке Верхняя Иволга близ Улан-Удэ и на открытие Агинского дацана в Агинском Бурятском национальном округе Читинской области. В том же году была легализована конфессиональная организация буддистов и восстановлена должность буддийского иерарха Пандито-Хамбо-ламы, который возглавил Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ СССР). В его состав входили Калмыцкое и Тувинское отделения.

В начале 90-х годов началось подлинное восстановление буддизма в России. Уже в 1991 году в Бурятии действовали 12 исторических дацанов. В том же году при Иволгинском Дацане открылся Буддийский институт, в котором обучается 300 студентов. До этого получить духовное образование можно было лишь в Монголии.

Два других российских этноса, традиционно исповедующих буддизм, — калмыки и тувинцы. Калмыки — монгольский народ (ойраты), некогда населявший историческую область Джунгарии (ныне Северо-западный Китай). В конце XVI века часть ойратов покинула эти места, спасаясь от притеснений Китая. Именно их и стали называть калмыками, от слова «калмак» («отделившийся»). В 1609 году калмыки были официально приняты в состав России. В 60—70-х годах XVII века сложилось Калмыцкое государство, расположенное на территории, охватывающей низовья Волги, Прикаспийскую низменность и степи между Волгой и Доном. В 1638 году на съезде ойратских тайшей школа Гелугпа получила статус государственной религии Калмыцкого ханства. Конфессиональная организация ойратов связана с именем выдающегося ученого Зая-пандида (1599—1662), обучавшегося в Тибете и получившего ученую степень лхарамбы (доктор философии). В связи с тем, что русское правительство в 1771 году упразднило Калмыцкое ханство, большинство калмыков снова ушли в Джунгарию. Они увезли с собой богатейшее собрание книг и многочисленные реликвии. На рубеже XVIII—XIX веков у калмыков стали появляться стационарные хурулы. К 1836 году число хурулов калмыцкой степи достигло 105. Общая численность духовенства составляла 5 тысяч человек. В связи с тем, что калмыки были долгое время изолированы от других стран буддийского мира (Тибета и Монголии), их религиозная жизнь в начале XIX века пришла в упадок. Только в начале XX века прерванные ранее связи начали восстанавливаться благодаря деятельности габжа ламы Гебши Вангьяла и бурятского ламы Агвана Доржиева. Репрессии, обрушившиеся на калмыцкое духовенство в начале З0-х годов, а также насильственная депортация калмыков в 1943 году надолго приостановили нормальное течение религиозной жизни, но буддизм продолжал сохраняться в народной среде. В 1988 году в Калмыкии была официально зарегистрирована первая буддийская община, а в 1991 году было создано Объединение буддистов Калмыкии. В настоящее время в Калмыкии действует 14 хурулов и молитвенных домов.

Тувинцы — единственный тюркский этнос, исповедующий буддизм. В 1753 году буддизм был признан государственной религией тувинцев, хотя в этой республике сохранялся и сохраняется до сих пор шаманизм. С 1757 по 1911 год Тува (древнее название Танды-Урянхай) находилась под контролем Цинского Китая. С 70-х годов XVIII века на территории Тувы начинается строительство стационарных монастырей. Первый из них — Эрзинский хурээ — был основан в 1772 году. В течение XIX века были построены еще четыре крупных монастыря: Бай-Кара хурээ (1809), Чаа-Холоский хурээ (1811), Шаратулгунский хурээ (1824), Нижне-Чааданский хурээ (1873). В 1901 году был построен крупнейший в Туве Верхне-Чааданский хурээ. Всего же за годы Цинской династии было построено 22 хурээ. В 1911 году в Туве насчитывалось около 4 тысяч лам всех степеней посвящения, что составляло около 10% мужского населения страны. С 1914 года Тува становится протекторатом России, поэтому все перемены, происходящие в России, затронули и эту республику. Сталинские репрессии З0-х годов нанесли огромный ущерб буддизму в Туве. К началу 40-х годов все монастыри на ее территории были разрушены, а духовенство уничтожено. В 1944 году Тувинская Народная Республика была присоединена к СССР. С 1946 года тувинские буддисты находились в ведении ЦДУБ СССР, при котором существовало Тувинское отделение, но в течение долгого времени ни одного монастыря или храма не было восстановлено. Только в 1990 году в Тувинской Республике была зарегистрирована первая община буддистов. В это же время началось восстановление монастырей — Эрзинского и Верхне-Чааданского хурээ. Строительство буддийского центра развернулось и близ Кызыла; в 1992 году это строительство благословил Его Святейшество Четырнадцатый Далай Лама Тибета, посетивший Туву. В 1993 году в Туве насчитывалось уже 9 буддийских общин.

История буддизма в России тесно связана с жизнью и деятельностью ламы Агвана Доржиева (1853—1938). Доржиев родился в урочище Хара-Шибирь (Бурятия). Первоначально он обучался в Агинском Дацане, а в 1872 году ушел в Тибет и поступил в Гоман Дацан монастыря Дрепун, одного из трех крупнейших монастырей школы Гелуг. В 1888 году он получил высшую степень геше-лхарамба и стал одним из семи наставников по философии ценшап (тиб. tsan-shab) Его Святейшества XIII Далай Ламы Тибета (1876—1933). Позднее он стал доверенным лицом Далай Ламы, который от него впервые узнал о буддийских регионах России и о том покровительстве, которое оказывал им российский император. В тот период для Тибета существовала угроза английской колониальной экспансии и полная потеря независимости от Цинского Китая. В связи с этим Далай Лама счел целесообразным искать поддержки России и дважды — в 1898 и 1900 годах — направлял Доржиева в Санкт-Петербург в качестве своего дипломатического представителя для переговоров с Николаем II. Доржиев был принят российским императором. Ему удалось также установить связи с некоторыми влиятельными лицами в правительстве, учеными, деятелями культуры. Несмотря на многочисленные сложности и опасности, Доржиев вновь посетил Петербург в 1906 и в 1907 годах. В этот период он выдвинул идею создания «великой буддийской конфедерации» на основе сближения России с Монголией и Тибетом. На пути этих планов было много препятствий: согласно Англо-русской конвенции от 18 августа 1907 года, Тибет и Монголия являлись неотъемлемыми частями Китайского государства. Именно в этот исторический период началось строительство Санкт-Петербургского буддийского храма (Дацан Гунзэчойнэй). В 1908 году Агван Доржиев передал в Министерство иностранных дел России ходатайство Далай Ламы о строительстве храма. Год спустя на приобретенном Доржиевым земельном участке начались строительные работы. Храм строился на средства, пожертвованные XIII Далай Ламой, монгольским Чжебцундамба-хутухту, самим Доржиевым, знаменитым специалистом в области тибетской медицины П. Бадмаевым, а также верующими бурятами, монголами и калмыками. Для руководства работами был сформирован специальный строительный комитет, в состав которого входили академики С. Ольденбург и Ф. Щербатской, князь Э. Ухтомский, художник Н. К. Рерих. Храм строился по проекту архитектора В. Барановского в соответствии с каноном тибетского буддизма.

Первая служба в храме состоялась в 1913 году в ознаменование 300-летия Дома Романовых. Строительство было окончательно завершено в 1915 году. Однако планам Агван Доржиева создать дацан, который был бы подворьем всех буддийских монастырей России, не суждено было сбыться в силу многих исторических причин. С 1914 года в храме был открыт госпиталь для солдат-буддистов, участников Первой мировой войны. В 1917 году Петроградский храм становится национальным центром бурят и калмыков, в нем создается Бурят-Калмыцкий комитет. Состоявшийся в июне 1917 года в Гусиноозерском дацане общебурятский съезд провозгласил Петроградский храм достоянием всего бурят-монгольского народа. В 1919 году храм подвергся разорению, т.к. в нем были размещены воинские части. Доржиев приложил все усилия для реставрации храма. Опасаясь новых попыток вторжения, он добился закрепления за храмом статуса Тибетской дипломатической миссии (впоследствии, по договору между Тибетом и Монголией 1926 года, Тибето-Монгольской миссии).

В 1927 году в Москве прошел Всесоюзный Собор буддистов СССР, создавший Всесоюзное духовное управление буддистов во главе с хамбо-ламами А. Насанкаевым и Д. Дамбаевым. Резиденция ВДУБ располагалась в Ленинградском буддийском храме.

К началу З0-х годов противостоять сталинской антирелигиозной кампании было уже невозможно. Почти все ламы, служившие в храме, были расстреляны или сосланы в лагеря. В 1937 году на основе ложных обвинений Доржиев был арестован и в 1938 году скончался в тюремной больнице г. Улан-Удэ.

В 1989 году в Ленинграде была зарегистрирована буддийская община, которой в 1990 году было передано здание исторического Санкт-Петербургского храма, где с 1991 года прибывшее по приглашению буддистов-мирян духовенство возобновило регулярные службы. Настоятелем Дацана Гунзэчойнэй в настоящее время является буддийский монах-гелонг Данзан Хайбзун Самаев.

Кроме традиционных буддийских регионов России, Санкт-Петербурга и Москвы буддийские центры появляются и в других городах России. Сейчас они действуют в Челябинске, Волгограде, Новосибирске, Анапе.

Основные вероучительные положения

а) Предмет веры
Три Драгоценности: Будда, Его Учение (Дхарма) и Духовная община (Сангха).
Целью продвижения по буддийскому пути является достижение Пробуждения (высочайшего состояния Духа) ради блага всех живых существ. Условие достижения Пробуждения — это природа Будды, присущая всем живым существам. Причина достижения Пробуждения — прохождение духовного пути, свободно избранного живым существом.

б) Взгляд на происхождение человечества и его будущее
Будда Шакьямуни — четвертый из тысячи будд, которые должны проповедовать в течение данного мирового периода (кальпы). Таким образом, история живых существ нашего мира уходит в необозримо далекое прошлое. Человечество как сообщество существ, живущих на Земле, возникло в результате коллективной кармы и будет существовать, пока не исчерпает себя эта карма. Из шести видов живых существ, обитающих в сансаре, человек обладает самыми большими возможностями в плане духовного развития, поэтому ценность и редкость человеческого рождения всегда подчеркивается буддийскими учителями.

в) Основные моральные правила и ценности
Духовный путь буддиста начинается с прихода к прибежищу Трех Драгоценностей. Основой продвижения по этому пути является соблюдение нравственных принципов:
1) отказ от убийства живых существ;
2) отказ от воровства;
3) отказ от прелюбодеяния;
4) отказ от лжи;
5) отказ от употребления веществ, омрачающих сознание.
Для буддиста-мирянина семья играет исключительно важную роль. Он должен поддерживать родителей, хранить семейные традиции и устои, почитать свою жену, быть верным ей. Жена, в свою очередь, должна поддерживать домашний очаг, быть гостеприимной хозяйкой, быть верной мужу.
Монашеские обеты связаны с уходом из семьи.

Терминология

Ключевыми понятиями для Буддизма Махаяны являются:
Будда — Пробужденный; тот, кто устранил эмоциональные и познавательные препятствия, омрачающие Дух, и достиг таких качеств, как всеведение, великое сострадание, совершенство в действии.
Бодхисаттва:
в широком смысле слова — избравший путь Махаяны;
в узком смысле слова — существо, достигшее хотя бы Первой из Десяти Ступеней Бодхисаттвы.
Сансара — безначальный круговорот смертей и рождений, для которого характерны:
дуккха — страдание;
анитья — непостоянство;
анатта — отсутствие вечной, необусловленной и самодостаточной сущности феноменов и личности.
Нирвана — выход из круговорота смертей и рождений, состояние полностью Пробужденного.
Карма (в буквальном переводе «действие») — осознанное целенаправленное действие, которое обусловливает природу дальнейшего опыта сансарного существа.
Шуньята — истинный способ существования всех феноменов, отсутствие внутренне присущего истинного бытия феноменов без исключения.

Священные книги и вероучительные документы

1. Первый полный свод буддийских текстов на языке пали Трипитака (Три корзины): Сутта-питака (изречения и проповеди Будды), Виная-питака (устав монашеской общины), Абхидхамма-питака (феноменология).
2. Литература махаянских сутр, складывающаяся во II-III вв. н.э. Самыми известными являются:
Сутры Праджняпарамиты (Ваджрачхедика, Аштасахасрика, Сутра Сердца Праждняпарамиты);
Саддхармапупдарика («Сутра Лотоса Благого Закона», Вималакирти-нирдешасутра, Самадхираджа-сутра).
3. Тибетский канон:
Ганджур («Переводы сказанного Буддой»), составленный в XIV в., — собрание канонических текстов в 108 томах;
Данджур («Переводы комментариев к сказанному Буддой») в 225 томах.

Формы богослужений, их регулярность, язык

Формы богослужений: молитвенные собрания монашеской общины и мирян; индивидуальная молитва; ритуалы.
Все службы совершаются, согласно монастырскому уставу, на тибетском или монгольском языках.

Праздники, знаменательные дни

Буддийский Новый год, отмечаемый по лунному календарю, как правило, в конце зимы (февраль-начало марта).
Дуйн-хор (Калачакра), «Колесо времени», празднуется в мае.
День рождения Будды, Его Просветления и Ухода в Нирвану, празднуется в начале лета.
Празднество в часть Майтреи, будды Грядущего, празднуется в середине лета.
Празднество в честь нисхождения Будды с неба Тушита и воплощения на Земле, празднуется осенью.
День памяти основателя школы Гелугпа Цзонхавы, празднуется зимой.

Требования к членам

Почитать Три Драгоценности.

Собственные издания или выражение своих взглядов через СМИ

Собственные издания:
Учебник тибетской медицины / Пер. с монг. и тиб. А.Позднева. — Ленинград: Андреев и Сыновья: Экополис: Дацан Гунзэчойнэй, 1991.
Соднам-Цзэмо. Дверь, ведущая в Учение / Пер. с тиб., послесл. и комм. Р.Н.Крапивиной. —СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1994.
Хун-Жень. Пятый чаньский патриарх: Трактат об основах совершенствования сознания (сю синь яо лунь) / Пер. с китайск., пред. и комм. Е.А.Торчинова. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1995.
Туган-Лопсан-Чойкон-Ньима. Хрустальное зерцало философских систем: Глава Сакьяпа / Пер. с тиб., введ. и комм. Р.Н.Крапивиной. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1995.
Его Святейшество Далай Лама XIV (краткая биография). — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1995.
Лама Дени Тэндруп. Садхана Ченрези: Пер. с фр. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1996.
Лама Дени Тэндруп. Учение будды: Путь любви и согласия: Пер. с фр. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1996.
Лама Дени Тэндруп. Карма и перерождение: Пер. с фр. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1996.
Дандарон Б.Д. 99 писем о буддизме и любви / Отв. ред. В.М.Монтлевич. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1996.
Дандарон Б.Д. Черная тетрадь / Отв. ред. В.М.Монтлевич. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1996.

Буклеты:
Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. СПб., 1992, 1993 (Текст на русском и английском яз.).
Буддизм, природа, человек (Издан к выставке с тем же названием, организованной Дацаном, Российским Этнографическим музеем и Государственным музеем истории религии. Текст на русском и английском яз.).

Видеоматериалы:
Видеофильм «Буддийская Бурятия сегодня», 1992 год (30 мин., на русском, английском и немецком яз.).
Дацаном ежегодно издается буддийский календарь со вступительной статьей «Популярно о буддийском астрологическом календаре» ламы Д.Х. Самаева.

Учебные заведения

Университет Буддийской Культуры совместно с Санкт-Петербургским Государственным Университетом.
Детская воскресная школа.

Благотворительность, формы социального служения

Буддийский Путь основан на шести парамитах — добродетелях, ведущих к освобождению. Первой из них является дана-парамита или парамита даяния.

Организационная структура

Вышестоящая организация — Центральное Духовное Управление буддистов РФ, ныне «Традиционная буддийская Сангха Росой» во главе с хамбо-ламой.

Численность

Духовенство — 16 чел.; буддисты-миряне — 120 чел.

Национальный состав

Буряты, калмыки, тувинцы, русские.

Институт монашества

В настоящее время в России существуют только мужские монастыри с монахами следующих уровней посвящения:
послушник (банди), исполняющий 5 обетов;
монах-гецул, исполняющий 36 обетов;
монах-гелонг, исполняющий 253 обета.
Монашеский устав школы Гелугпа соответствует Винае.

Отношение к другим религиям и христианским конфессиям

Последователи буддизма в отношениях с окружающим миром руководствуются принципами дружественности и ненасилия. Буддисты открыты для межконфессиональных диалогов.

Библиография

Список литературы:
Щербатской Ф.И. Труды по буддизму. — М.: Наука, 1988. — 426 с.
Розенберг О. Труды по буддизму. — М.: Наука, 1991. — 295 с.
Буддизм: Словарь. — М.: Республика, 1992. — 288 с.
Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, Индийского Учителя Жизни. — Пг., 1919. — 52 с.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. — М.: Наука, 1985. — 750 с.
Цыбиков Г.Ц. Избранные труды: В 2 т. — Новосибирск: Наука, 1991.
Позднеев А. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. — СПб., 1887. — 492 с.
Далай-Лама ХIV (Буддийский монах Тензин-Гьяцо). Буддизм Тибета. — М.; Рига, 1991. — 103 с.
Ламаизм в Бурятии XVIII — начале ХХ века: Структура и социальная роль культовой системы. — Новосибирск: Наука, 1983. — 236 с.
Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917—1930 гг.). — Улан-Удэ, 1964. — 179 с.
Монгуш М.В. Ламаизм в Туве: Историко-этнографическое исследование. — Кызыл, 1992. — 144 с.
Бичурин Н. (монах Иакинф). Историческое обозрение ойратов или калмыков с ?V столетия до настоящего времени. — СПб., 1834. — 268 с.
Ламаизм в Калмыкии. — Элиста, 1977. — 112 с.
Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков: Этнографические наблюдения 1884-1886 годов. — М., 1893. — 73 с.
Андреев А.И. Буддийская святыня Петрограда. — Улан-Удэ, 1992.— 126 с.
Андреев А.И. Агван Доржиев и судьбы буддийской религии в СССР // Реверс: Филос.-религ. и лит. альманах. — СПб., 1992. — с. 198-209.
Монтлевич В.М. Б.Д. Дандарон — ученый-буддолог и религиозный деятель // Ступени. — 1991. — № 1. - с. 155.
Алов А.А., Владимиров Н.Г. Буддизм в России (Из цикла «Религиозная жизнь и культурное наследие России»). — М.: Институт Наследия, 1996. — 68 с.

Адрес

197228, г. Санкт-Петербург, Приморский пр., д.91
Телефоны: 239-03-41 (настоятель), 239-13-41, 239-97-40.
 
 

 

Сайт управляется системой uCoz