САНГХА

 

 (санскрит, дословно "общество") — буддистская община, членами которой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни). Термином Сангха можно обозначить всех буддистских монахов в мире; монахов, принадлежащих к конкретной школе; монахов, проживающих в стране, в монастыре, в отшельничестве, в храме. Столь широкое употребление термина Сангха связано с тем, что все монахи и монахини обязаны жить по единым правилам Виная-питаки. Женских буддстских  общин очень мало. Так, даже в Шри-Ланке, где их больше всего, имеется около 20 женских монастырей, хотя всего на острове около 7 тыс. монастырей. Поэтому далее речь пойдет о мужских монастырях. Биккху — это нищенствующие монахи в каноническом толковании тхеравады., т. е. монахи, которые должны жить на подаяния верующих-мирян. Монахи-тхеравадины носят желтые или оранжевые одеяния. Монахини должны носить белые одежды. Монах не является священнослужителем, т. е. не выступает как посредник между мирянином и Буддой или богами. Функционеры в храмах обычно не монахи, а миряне. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в буддистской общине столько, сколько хочет. По традиции монахом становятся не меньше чем на месяц, напр., на время отпуска, более краткое пребывание в Сангхе считается неприличным. Из всех стран, где распространен буддизм, только в Шри-Ланке осуждается выход из буддистской общины, т. е. большинство становятся монахами на всю жизнь. Каких либо установленных правил для вступления в Сангху не существует. Членом Сангхи может стать каждый, независимо от пола, национальности, цвета кожи, касты, соц. положения; исключение составляют заразные и психические больные, должники, военнослужащие. Все, кто надевает монашескую одежду, считаются равными, независимо от их происхождения и должности в мирской жизни. Монахом можно стать по достижении 20-летнего возраста, а членом Сангхи — с 6 лет. Среди членов Сангхи есть мальчики, послушники и монахи. Абсолютное большинство мальчиков — из бедных семей, родители отдают их в монастырь в надежде, что они получат хорошее воспитание и научатся читать и писать, но им обычно приходится выполнять черную работу. Послушниками (саманера — сын аскета) становятся юноши в возрасте от 10 до 20 лет. Послушник обязан соблюдать 10 предписаний-запретов: 1) не убивать, 2) не воровать, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать, 5) не употреблять спиртного, 6) не есть после полудня, 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ, 8) не носить украшений, не употреблять парфюмерии и косметики, 9) не пользоваться высокими и роскошными сиденьями, 10) не брать золота и серебра, изучать дхарму и Виная-питаку и готовиться к высшему посвящению (упасампада). По достижении 20-летнего возраста саманера посвящается в монахи, т. е. становится полноправным членом Сангхи. Обряд посвящения несложен, вступающий в Сангху трижды произносит несколько общеизвестных формул типа "я ищу убежища в Будде, я ищу убежища в дхарме, я ищу убежища в Сангхе.", а также отвечает на вопросы: не болен ли он проказой, чесоткой, не имеет ли фурункулов, астмы, не страдает ли эпилепсией, является ли он человеком, мужчиной, свободен ли, не имеет ли долгов, освобожден ли от военной службы, имеет ли согласие родителей, исполнилось ли ему 20 лет, есть ли у него котелок для подаяний и комплект монашеского одеяния, как его имя и, наконец, как имя его наставника. Посвященный в монахи обязан соблюдать 227 правил, изложенных в Пратимокше, а наиболее благочестивые монахи соблюдают и множество других правил, зафиксированных в текстах Виная-питаки. Правила Виная-питаки строже всего соблюдаются в Таиланде, где Виная-питака считается важнейшей частью Типитаки, в то время как в Шри-Ланке предпочтение отдается Сутта-питаке, а в Бирме — Абхадхарма-питаке. Для облегчения запоминания правила поведения монаха разбиты на 7 классов, или групп. Первая группа — это наиболее тяжелые проступки (их 4), за которые монах должен быть немедленно изгнан из Сангхи: любое занятие сексом, воровство, обдуманное убийство человека, ложное утверждение монаха о том, что он наделен сверхъестественными способностями. Вторая группа — это 13 тяжелых проступков, за которые провинившийся должен нести покаяние перед общиной, в их числе — соприкосновение с женщиной в сладострастных целях; оскорбление женщины непристойными словами, разговор с женщиной на сексуальные темы, сводничество. Третья группа — серьезные проступки, связанные с имуществом (их 32). Четвертая группа — проступки, требующие искупления (их 92). Пятая группа — проступки, требующие покаяния (не характерные для нынешнего времени). Шестая группа — проступки во время обучения, ведущие к ложным делам (их 75). Седьмая группа — проступки, связанные с ложью. Несмотря на то что 227 правил Пратимокши обязательны для любого монаха, практика и образ жизни буддистских общин и монахов-отшельников многообразны. Но и эти различия обязательно аргументируются ссылками на жизнь Будды и его учеников. Поэтому исследователь буддизма находится в сложном положении: бирманские монахи уверяют, что истинный буддизм только в Бирме, тайские монахи — в Таиланде, сингальские — в Шри-Ланке, городские монахи ставят на первое место знание канонических текстов, сельские — практику, странствующие монахи — миссионерскую  деятельность и т. д. И каждый собеседник приводит примеры из жизни Будды или его ближайших учеников. Распорядок дня буддистской общины обусловлен правилами Виная-питаки: подъем с восходом Солнца, отход ко сну с наступлением темноты. Принимать еду можно только в первой половине дня; обычно монахи едят дважды: ранним утром и с 11 до 12 часов дня. Все свободное время монахи должны учиться, читать священные тексты, заниматься медитацией. Помимо этого монахи принимают участие в многочисленных церемониях, беседуют с верующими, в некоторых монастырях выполняют хозяйственные работы. Монахи, желающие сделать карьеру в духовной иерархии, изучают санскрит и пали и запоминают дословно священные тексты. Монах старается запомнить как можно больше текстов, т. к. степень его знания и компетентность в учении Будды определяются суммой выученных текстов и комментариев к ним. Прилежный монах после 10 лет пребывания в Сангхе и приобретения определенной суммы знаний получает соответствующую степень, которая в разных странах буддистского мира имеет разные названия. Еще через 10 лет обучения им присваивается следующая степень. Многие авторитетные (см. Авторитет теологический в буддизме) монахи осуждают участие членов Сангхи в социальной и политической жизни общества, считая, что основной долг монаха — это религиозная практика. Такое осуждение основано на букве учения. Неоднократно вносились предложения о необходимости некоторых изменений наиболее архаичных установок Виная-питаки, с тем чтобы несколько модернизировать Сангху. Но все эти поправки отвергаются ссылками на высказывания Будды, из которых явствует, что любое изменение в правилах Виная-питаки может быть принято лишь на собрании всех буддистских монахов мира.

В. И. Корнев

Сайт управляется системой uCoz