ПСИХОЛОГИЯ ПОИСКА ИСТИНЫ И ПРИРОДА УМА
Для того, чтобы постичь истины составляющие учение Экаяна (Чистая вода) необходимо пересмотреть свои представления о окружающем нас мире и о самой природе познания этого мира с помощью Разума. Дело в том, что наши представления об уме расходятся с представлениями "восточного" адепта учения. Говоря об одних и тех же вещах мы, как правило имеем разные о них представления. Среди наиболее активных приверженцев Экаяны из тех, кто мужественно борется против Невежества западного мира, есть люди, готовые выдвинуть как научную еще одну из долго принимавшихся аксиом наших восточных братьев в науке, а именно аксиому, о неуничтожимости ума и материи, так как материя, как утверждает также «Йога познания ума», есть только то, что может быть названо кристаллизацией или иллюзорным аспектом ума, проявляющимся в конкретных вещах. Пожалуй, не будет излишним отметить, что Восток не создавал ничего похожего на то, что мы называем «психология», а развил, скорее, философию и метафизику. Критическая философия, родоначальница современной психологии, в такой же мере чужда Востоку, как и средневековой Европе. Следовательно, слово «ум» в том значении, которое ему придают на Востоке, включает некоторую метафизическую коннотацию. Наша западная концепция ума утратила эту коннотацию со времени средневековья, и сейчас это слово стало означать «психическую функцию». Несмотря на то что мы не знаем и не делаем вид, что знаем, что означает «душа», мы можем иметь дело с феноменом «ума». Мы отказываемся считать, что ум есть метафизическая сущность и что существует связь между индивидуальным умом и гипотетическим Вселенским Умом. Следовательно, наша психология есть наука о феноменах, полностью обособившаяся от метафизики. Развитие западной философии привело к тому, что ум оказался вытесненным из его собственной сферы и оторванным от его изначального единства с универсумом. Сам человек перестал быть микрокосмом и эйдолом космоса, и его душа (anima) больше не является искрой, единосущной Душе Мира (Anima Mundi).
Поэтому психология истолковывает все метафизические суждения и утверждения как феномены ума и рассматривает их как положения, касающиеся ума и его структуры, исходящие, в конечном счете, из определенных установок бессознательного. Она не считает из абсолютно правильными или хотя бы пригодными для нахождения метафизической истины. Мы не располагаем интеллектуальными средствами распознавания того, является этот подход правильным или ошибочным. Мы только знаем, что не существует ни свидетельства, ни возможности доказательства истинности такого метафизического постулата, как «Ум Универсума». Когда ум заявляет о существовании Ума Универсума, мы констатируем, что он просто делает утверждение. Мы не считаем, что с помощью такого заявления утверждается существование Вселенского Ума. Не существует аргумента, опровергающего это высказывание, как и нет доказательства того, что наш вывод в конечном счете правильный. Иными словами, вполне вероятно, что наш ум не что иное, как воспринимаемая манифестация Вселенского Ума. Однако мы не только не знаем ничего, но даже никаких предположений не можем строить относительно того, каким путем можно убедиться в том, что это так или не так. Психология поэтому считает, что ум не может утверждать ничего того, что находится за его пределами.
Признавая ограниченность нашего ума, мы поступаем в соответствии со здравым смыслом. Мир адепта Экаяны это особый мир, в котором созданные умом вещи и существа движутся и существуют. Это мир древних людей, в котором даже неодушевленные предметы обладают живой исцеляющей магической силой, посредством которой они действуют в нас и мы — в них. Рано или поздно нам предстояло понять, что их сила есть в действительности наша собственная сила и их значимость есть создаваемая нами проекция.
О самом уме, о котором Запад не имеет ясного или вообще никакого знания, в нашем тексте говорится: «Ум в своем истинном состоянии [изначальном, неизменном, не имеющем формы] обнаженный, незапятнанный; не созданный из чего-либо; имеющий природу Пустоты, ясный, не заполненный ничем, не имеющий ничего противостоящего ему, прозрачный; не имеющий времени, не составленный из частей, непреграждаемый, не имеющий цвета [то есть лишенный качеств]; познаваемый не как отдельная вещь, а как соединение всех вещей, хотя из этих вещей не состоящий; одного вкуса [то есть относящийся к Пустоте, Таковости, или Конечной Реальности] и не поддающийся дифференцированию».
С точки зрения западной науки, в особенности динамики и физики. Единый Ум есть единственный источник энергии, потенция потенций, единственная движущая сила всемирной энергии, источник вибраций, неведомый источник, лоно, из которого рождаются космические лучи и материя с электронами в различных состояниях, такие, как свет, теплота, магнетизм, электричество, радиоактивность, или как органические и неорганические вещества во всех их многообразных проявлениях в природе, видимых и невидимых. Он создатель законов природы, хозяин и управитель Вселенной, архитектор атома и строитель из него систем миров, сеятель туманностей, жнец жатвы во вселенных, неизменное хранилище всего того, что было, есть и будет. Единый Ум как Реальность — это Сердце, пульсирующее вечно, посылающее очищенную кровь жизни и принимающее ее; Великое Дыхание, Непостижимый Брахман, Вечная Тайна древних мистерий. Цель всех Паломников, окончание всякого существования.
В тексте учения говорится, что когда ум достигает своего Истинного Состояния, сняв с себя призрачные облачения, и становится обнаженным, он подобен Брахману Спокойному и тогда он поднимается над миром явлений, над всем Космосом, подобно тому как в состоянии сна без сновидений или в состоянии самадхи он, как дитя, на время оставляет свои игрушки.
Для ума в его обнаженности мир, исчезающий подобно сну, при Полном Пробуждении, перестает существовать. И именно тогда, когда мир перестает существовать, перестает существовать время и пространство, так как они такие же иллюзорные, как и мирское состояние ума. Как время делится в сансаре ввиду иллюзорности этого состояния на прошлое, настоящее и будущее и воспринимается скорее в раздробленности, нежели в единстве, так и ум разделяется на множество конечных умов. Хотя солнце может освещать каждый из тысячи покоев дворца, само оно остается единым. Так и Единый Ум освещает бесчисленные мириады конечных умов и остается при этом неделимым. Единый Ум также не имеет никаких мыслей, подобных мыслям людей. Хотя он включает все вещи, он не есть нечто. Он включает все существования, но сам не имеет существования.
Если бы Единый Ум обладал временной характеристикой, он не был бы непреходящим и несокрушимым. Если бы он обладал мыслью, он не был бы Спокойным. Если бы он представлял собой какую-нибудь вещь, он не был бы трансцендентной суммарностью всех вещей. Если бы он обладал существованием, он был бы подвержен рождению и смерти.Следовательно, он является непознаваемым для рационального ума, Сущностью или Таковостью, с которой связана сансара и от которой происходит ее иллюзорное, или относительное, но не реальное существование. Микрокосмический ум, являющийся отпрыском Макроскосмического Ума, может с помощью кэмпо достичь в состоянии экстаза познания своего родительского источника и стать единым с ним, с его природой, как капля, сливающаяся с океаном. Но ответить на вопрос, перестает ли капля быть каплей, считать ли океан состоящим из отдельных капель или сплошной массой воды, не может никто, пока не произойдет это слияние, и тогда для человека, не являющегося больше человеком, то есть микрокосмической частицы сознания, благодаря которой он когда-то принял образ человека, космос перестает существовать, исчезает, как сновидение или мираж. Что касается этого последнего вопроса, то учитель сказал своему ученику : «Никто до сих пор не познал ни первопричину, ни вторую причину. Я сам не смог это сделать, и ты, Рожденный в Лотосе, также не сможешь». Как же тогда может человек, пока он остается человеком, разрешить эту загадку существования? Мудрейшие из Гуру Будд говорят нам, что это возможно, когда человек выходит за пределы человеческого существования, видит Ясный Свет Реальности, поднявшись над скрывающей его пеленой явлений, и сансарически перестает существовать. Человек не может ответить на вопрос, почему он привязан к существованию, до тех пор пока он не вернет себе сознание прежнего состояния свободы. Если, подобно тюремному узнику, много лет находящемуся в заключении, он не желает свободы, он будет продолжать оставаться в узах, и предсказать, когда наступит его освобождение, невозможно. Если он больше ничего не помнит о прежнем состоянии свободы и поэтому думает, что такого состояния нет, он будет по-прежнему возлагать надежды на мировую Утопию, пока страдания и разочарования, испытываемые им в течение длительных веков, не сыграют свою роль, и не приведет его к Божественной Мудрости тот «истинный свет, который просвещает каждого человека, приходящего в мир». Тогда, после блужданий, он снова найдет Дорогу.
Как ни парадоксально, но, как учит каждый Великий Учитель, только отдав свою жизнь, обретают ее более полной. Только перестав существовать, поднимаются над существованием. Только когда микрокосм сливается с макрокосмом, познаются существование и причина существования.
С помощью таких же аналогий, которые учитель использовал для описания поиска Абсолюта (или Трансцендентного Атмана индусских брахманов), можно описать тот же в сущности поиск Абсолюта в Махаяне: «Как искатель жемчуга, привязав к ногам тяжелые камни, ныряет на дно океана и достает драгоценную жемчужину, так и человек, ведомый непреклонной волей, должен войти внутрь себя и достать самое драгоценное из всех сокровищ»!
Обретение Единого Ума путем интроспективного познания истинной природы его макрокосмического аспекта, присущего человеку, равнозначно достижению Мокши (или Мукти) брахманов, нирваны Махаяны, полному достижению состояния Будды.