Космология буддизма

 

«Космическое время циклично и безначально, то есть ни один из циклов не может считаться первым. Мир никем не создан, идея божественного творения буддизмом принципиально отвергается по целому ряду соображений как этического (благой Бог не мог бы сотворить мир, суть которого – страдание живых существ), так и метафизического. Причина существования миров – энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла (подобно тому, как будущая жизнь существа обусловливается его кармой, имеющейся на момент смерти).

После разрушения одной вселенной существует лишь бесконечное пространство (акаша), в котором постепенно начинают веять некие ветерки, постепенно крепнущие и превращающиеся в мощнейший ураган, постепенно сгущающийся до состояния «алмазной твердости» и приобретающий форму круга. Этот круг затвердевшего ветра образует основание нового мира. И он есть не что иное, как объективировавшаяся энергия совокупной кармы живых существ разрушившейся вселенной (сравните с объективированной волей как физической основой феноменов в философии А. Шопенгауэра; особенно его работа «О воле в природе»). Дальнейшее формирование мира происходит сверху вниз. Вначале внезапно появляется небесный дворец с богом Брахмой на престоле, после этого вокруг него появляются другие тридцать три бога небес мира желаний. Они видят Брахму и восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!» - так возникает вера в бога-творца. Клубящиеся в выси златоцветные облака начинают изливать дождь, который заливает диск ветра внизу и постепенно образует мировой океан. Из растворенной в нем мути формируются континенты и гора Сумеру. Последними появляются ады.

 

 Торчинов Е. А. Введение в буддологию.

 Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское

 философское общество, 2000. С. 39 - 40

 

"Творец" мира -- энергия действий (карма) жтвых существ; в основе этой неупорядоченной кармической активености лежат клеши (базовые аффекты -- невежество, гнев, страсть). Таким образом, карма и клеши есть творец и субстанция миров.
Будда выступает как творец только для "чистых миров" ("полей Будды" -- буддхакшетра"), вроде "рая" Амитабхи. Чистые Земли творятся Буддами их мыслью по единому плану и с определенной целью (например, подготовки там к просветлению живых существ, "заработавших" рождение в этом мире). Но это, так сказать, искусственные миры».

 

Торчинов Е. А.

 

 

Буддийское опровержение бытия Бога (нишвара-вада).

 

 

По буддийским воззрениям счастье и страдание живых существ, а также приобретение заслуг и добродетели независимы от Бога. Бог-творец не является самосущим, ничего не создает, поскольку все основано на причинно-следственной кармической основе и ничего беспричинного не бывает.  Бесполезно надеяться на милость Бога и на посмертное божественное правосудие, так как всю судьбу человека определяют его собственные намеренные поступки (карма). Не стоит также «роптать» на Бога за несправедливую долю, так как только сам человек повинен в своих страданиях и лишь сам он может положить им конец, вступив на Путь избавления от круговерти рождений-смертей (см. также «Космология буддизма»).

 

«Опровержение (мнения о том, что), что Бог создал мир, а (также) опровержение того мнения, что Вишну есть единственный творец всего мира»[1] Нагарджуны выглядит приблизительно следующим образом.

Творцом мира является тот, кто творит, кто производит известное действие. Но что создает Творец – то, что может существовать в действительности или то, что существовать не может.

Бог не создавал того, что может существовать, так как нам известны настоящие причинно-следственные отношения (дом создается человеком, гнездо – птицей и т.д.) и нам нет надобности приписывать Богу создание того, что имеет вполне естественное происхождение.

Если Бог создает то, что не может существовать, в таком случае это было бы  нарушением известных причинно-следственных отношений; тогда масло можно было бы выжимать из песка, шерсть появлялась бы на панцире черепахи. Но так как подобные чудеса нам неизвестны, то и Творца таких явлений быть не может.

Бог не может делать несуществующее существующим, так как существование и несуществование - понятия взаимоисключающие. Где есть свет, там не может быть тьмы, где есть жизнь, там нет смерти. Так как связи между существующим и несуществующим нет, то и Бог не может быть Творцом бытия из небытия.

Мы знаем, что лишь некое явление может породить другое явление. В таком случае Бог сам должен быть явлением. Если Бог явление не существующее, то сотворить ничего он не может, также как сын бесплодной женщины, не будучи явлением, не может производить таких действий как, например, обрабатывание земли. Не превратившись в явление, Бог не может создавать явлений.

Если же Бог может превращаться в явление, и таким образом создавать посторонние ему явления, тогда кто же превращает его в явление? Сам себя или кто-то другой?

Сам себя Бог явить не может, так как недопустимо действие, которое обращено на себя самого, также как лезвие меча, как бы оно ни было остро, не может разрубить само себя, также как танцор, каким бы искусным он ни был, не может исполнить танец, сидя у себя на плечах. Один и тот же человек не может одновременно являться сам своим отцом и сам своим сыном.

От кого бы то ни было Бог также не может произойти, так как в таком случае мы должны допустить нечто, что существует вне Бога Творца. Если нечто является началом Бога, тогда оно, а не Бог настоящий творец. Но у этого начала должно быть другое начало и так до бесконечности.

Все известное нам как существующее имеет некое начало и некое продолжение. Если нет семени, то не может быть ни ростка, ни ствола, ни листьев, ни цветов, ни плодов. Точно так же и Бог, если он не имеет начала, то и сам он не существует.

И, наконец, нельзя допустить, чтобы Бог одновременно являлся двояким образом: и сам из себя и от кого-нибудь еще, так как такое предположение совмещало бы в себе вышеизложенные предположения.

 

Васубандху в «Энциклопедии Абхидхармы»[2] выдвигает следующие опровержения существования Бога-Творца. Если мы допустим, что Вселенная в своем возникновении имеет только одну причину – Бога-Творца, то возникновение Вселенной  было бы одномоментным процессом. А так как известно, что возникновение Вселенной – не одномоментный акт, а последовательный процесс, то и единственной причины у мира быть не может.

Последовательное возникновение – это упорядоченный процесс  созидания и разрушения. Если желание (воля) Бога  – единственная причина последовательного возникновения мира, то оно должно быть и причиной возникновения и причиной разрушения. Но так как причина одна, она не может одновременно порождать созидание и разрушение.

Если желания Бога возникают попеременно: «Пусть это возникнет сейчас! Пусть то разрушится сейчас!», то должны быть другие причины, учитывая которые Бог меняет свои желания (а это уводит в дурную бесконечность зависимости от все новых и новых причин.

В случае, если цепь причин непрерывна, в таком случае идея Бога-Творца становится бессмысленной.

Если же допустить одновременность желаний Творца и неодновременность возникновения по его желанию Вселенной, то это приводит к полному абсурду, т. к. у его желаний отсутствует различие во времени.

Если Бог творит мир ради какой-то цели, то он в чем-то нуждается и не пребывает в благом довольстве. Ведь стремиться к чему-то можно лишь тогда, когда чего-то не имеешь. Но в таком случае Бог не является господином Вселенной и не обладает всемогуществом. Если же Бог находит удовлетворение в сотворении живых существ, которые подвергаются неисчислимым страданиям в Адах, то такой Бог может быть лишь объектом почитания фанатичной преданности заблуждениям.

Берснев П.В.

КОСМОЛОГИЯ

     По свидетельству буддийской традиции, Будда отвечал "благородным молчанием" на все вопросы о природе мира и его происхождении, так как они не были непосредственно связаны с практическими проблемами человеческой жизни и не способствовали прекращению страданий. Тем не менее буддизм не был полностью равнодушен к проблемам мироздания: он сохранил элементы космологии, относящиеся к предшествующему "культурному слою" и свел в единую непротиворечивую систему. Он упорядочивал древние космологические знания и устанавливал новые смысловые связи в старых моделях.

     Мир мыслился как замкнутая вселенная, содержащая в себе области разного рода существования, от небес до разнообразных адов. Число миров бесконечно. Все бытие подразделяется на 31 уровень существования. Они сгруппированы в трех сферах. Первая, камалока, отождествляется с чувственным миром реальности и состоит из 11 уровней. Вторая, рупалока - мир форм, сфера иллюзий, имеет 16 уровней. Третья, высшая, арупалока, мир без форм, представляет собой сферу чистого сознания и имеет 4 уровня. Учение о трех мирах соотносилось со стадиями йогической трансформации сознания.

     Вся космологическая пирамида рассматривалась как динамичная, причем ее изменение и развитие определялось активным кармическим состоянием существ, пребывающих в камалоке. Все три сферы буддийского космоса имели статус реальности для верующих. С космологическими представлениями ассоциировалась пятичленная типология живых существ, причем земным существам был отведен пятый уровень камалоки. За человеком признавалась уникальная способность к духовному саморазвитию, которая отличала его от всех иных классов живых существ, включая богов. Таким образом буддийская космология увязывала религиозно-философское учение с традиционными представлениями о мире.

     МирыКолесо дхармы не вечны. Каждый из них возникает, развивается и разрушается в течение одной махакальпы, ее продолжительность - миллиарды земных лет. Она в свою очередь делится на четыре периода (кальпы). По окончании махакальпы мироздание не уничтожается полностью. Только те существа, которые достигли просветления, переселяются в мир Брахмы, на небеса Абхассара. Когда на земле вновь создаются условия для жизни, они рождаются здесь в соответствии со своими прежними заслугами. Однако не всякая кальпа становится счастливой, а лишь та, в которой появляется будда. По буддийским преданиям, в нынешней кальпе появится тысяча будд. Буддийские тексты называют шесть будд, которые жили в мире людей до Шакьямуни: Вишвабха, Випашьин, Шикхин, Кракучханда, Канакамуни, Кашьяпа. Однако наиболее популярен у буддистов Майтрейя - будда, прихода которого ожидают в будущем.

     ДХАРМА

     Важнейшим для буддистов является понятие дхармы - оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. "Дхарма" буквально означает "опора", "то, что поддерживает". Слово "дхарма" означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего - это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы - это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

     Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут ее на лету, третьим потребуется привести множество примеров, четвертых придется учить йоге и т. п. Не существует единого, универсального свода буддийского вероучения, пригодного для всех. Нет универсальной формулы Дхармы на все случаи жизни. Есть Дхарма, изложенная с учетом индивидуальных особенностей каждой группы верующих. Поэтому буддийское учение мМандалаожет быть выражено высоким ученым стилем и простой народной речью, в стихах и прозе, изображено на священной диаграмме (мандале) и на красочной картине.

     Разные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью всегда остается нирвана, но достичь ее трудно - это под силу лишь самым упорным и одаренным. Для простых людей, не способных на значительные духовные усилия в нынешнем своем состоянии, промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях или возрождение на небесах какого-нибудь будды, с помощью которого они в дальнешем достигнут нирваны.

 

 

Сайт управляется системой uCoz